Велосипед относится к числу наиболее универсальных изобретений в истории человечества. Небольшие размеры и простота в управлении делают этот вид транспорта доступным для самых широких слоев населения. Однако востребованность велосипеда как транспортного средства напрямую зависит от уровня развития велотранспортной инфраструктуры.
Одним из основных преимуществ велосипеда является то, что он наносит во много раз меньше вреда окружающей среде, чем другие виды транспорта. При производстве велосипеда затрачивается небольшое количество природных ресурсов, он не требует больших эксплуатационных расходов и занимает минимум места при парковке, не производит вредных выбросов и не создает шума, способствует улучшению физической формы и укреплению здоровья человека [1, с. 948]. Данные преимущества делают велосипедный транспорт востребованным во многих странах, где его развитие поддерживается на государственном уровне [2, с. 8].
Однако в России потенциал велосипедного транспорта не используют в полной мере. Многие аспекты, связанные с велосипедным движением не регламентированы в правилах дорожного движения и в других нормативных документах. При проектировании и строительстве новых зданий не предусматривается доступность для пешеходов и велосипедистов. Главной проблемой является слабое развитие велотранспортной инфраструктуры, что выражается, прежде всего, в недостатке безопасных и удобных веломаршрутов [3, с. 184]. Количество и качество велодорожек не соответствуют необходимому уровню для обеспечения активной эксплуатации велосипедного транспорта. С одной стороны, это приводит, к росту числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием велосипедистов: например, в Подмосковье за 2020 г. зарегистрировано 91 ДТП с участием велосипедистов, 15 человек погибли, еще 80 получили травмы [4]. С другой стороны, люди не видят перспектив использования велосипеда в качестве транспортного средства и не торопятся садиться на него. По данным за лето 2020 г. лишь около 0,7 % москвичей каждый день ездили на велосипеде, причем примерно 30 % из них работали в курьерских службах. Когда-то власти поставили цель увеличить этот показатель до 1 % к 2020 г. [5]. Однако данная цель не была достигнута. Главная причина – отсутствие связной велотранспортной сети.
Схема расположения велодорожек вдоль реки Яуза
Решением данной проблемы может стать создание в городах России систем велодорожек большой протяженности. Одним из примеров должна служить Москва, где создание велотранспортной инфраструктуры идет недостаточно быстрыми темпами, но при этом разработано несколько интересных проектов велосипедных маршрутов большой протяженности. Одним из них является веломаршрут «Яуза» (рисунок). Его благоустройство еще не закончено, но работы ведутся.
Веломаршрут «Яуза» связывает несколько районов столицы с юга на север, от Таганского до Медведково. Но главным его достоинством является универсальность. С одной стороны, он, непосредственно соединяя Москву с областью, повышает уровень транспортной доступности столицы для жителей сразу нескольких крупных городов. В то же время, маршрут «Яуза» может стать основой для огромной парковой зоны и выполнять рекреационные функции.
Таким образом, высокий транспортный потенциал велосипеда не вызывает сомнения. Но для того, чтобы максимально его раскрыть, необходимо проделать большую работу по развитию удобной и безопасной инфраструктуры для движения велосипедистов.