Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1 no name 1
1 work

В условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов, знание информации о степени удовлетворенности потребителя является одним из факторов, позволяющим повысить конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг.

Сказанное выше, определило актуальность статьи, а также позволило сформулировать объект и предмет исследования:

- объект исследования – организация, предоставляющая смешанную услугу по продаже и монтажу оконных конструкций собственного производства;

- предмет исследования – процесс оценки степени потребительской удовлетворенности.

Услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные, нематериальные (социально-культурные) и смешанные. К смешанным услугам относят услуги, предусматривающие одновременное удовлетворение материально-бытовых и социально-культурных потребностей потребителей услуг [1].

Определение степени удовлетворенности потребителя применительно к смешанной услуги определяет новизну представленного исследования.

Процесс оценки степени потребительской удовлетворенности предполагает последовательную реализацию следующих этапов: анкетирование; определение весомости критериев оценки; расчет индекса потребительской удовлетворенности; анализ полученных результатов [4].

На первом этапе для сбора данных о степени удовлетворенности потребителя нами была разработана анкета (рисунок 1).

missing image file

Рис. 1. Анкета «Оценка удовлетворенности потребителя смешанной услугой»

Как видно из рисунка 1 анкета разбита на 2 части: удовлетворенность потребителя свойствами продукции; удовлетворенность потребителя процессом оказания услуги. На основании анализа литературных источников был определен перечень потребительских свойств, в соответствии с которыми потребитель осуществляет свой выбор: звукоизоляционные свойства, теплозащитные, экологические и т.д. Вторая часть анкеты предполагает определение степени удовлетворенности этапами процесса оказания услуги: презентация товара, заключение договора, оплата, доставка и т.д.

Второй этап процесса предполагает определение весомости критериев оценки. Исходя из того, что не все критерии продукции и процессов одинаково важны для потребителя, поэтому для сведения их в единое целое необходимо учитывать определенные поправки, так называемые коэффициенты весомости. На рисунке 2 представлено «дерево» критериев удовлетворенности потребителя смешанной услугой (аналог «дерева» свойств в квалиметрии – графическое изображение разветвляющейся структуры объекта анализа). Проведенный опрос потребителей позволил определить значения групповых и ярусных коэффициентов весомости – числитель и знаменатель на «дереве» свойств) [5].

Для получения объективной информации о степени удовлетворенности потребителя нами рассчитан индекс потребительской удовлетворенности (CSI – Customer Satisfaction Index) [3]. Данный показатель отражает мнение потребителей в числовом эквиваленте.

Индекс потребительской удовлетворенности можно рассчитать, как алгебраическую сумму произведений ярусных коэффициентов весомости на среднее значение оценок удовлетворенностей по каждому критерию, пользуясь формулой:

missing image file

где n – количество критериев, участвующих в оценке, шт.

αi – ярусный коэффициент весомости критерия

missing image file – средняя удовлетворенность по критерию, балл.

В таблице представлен расчет индекса удовлетворенности потребителя (CSI).

missing image file

Рис. 2. Дерево критериев удовлетворенности потребителя продукцией смешанной услугой

Расчет индекса удовлетворенности потребителя

Критерии удовлетворенности потребителя

Ярусный коэффициент весомости

Средний балл удовлетворенности по критерию

CSI

Удовлетворенность свойствами звукоизоляции

0,062

73

4,526

Удовлетворенность простотой и экономичностью в обслуживании

0,07

50

3,500

Удовлетворенность свойствами пыле-влаго защищенности

0,07

86

6,020

Удовлетворенность теплозащитными свойствами

0,08

89

7,12

Удовлетворенность вентиляционными свойствами

0,07

55

3,85

Удовлетворенность экологическими свойствами

0,06

95

5,7

Удовлетворенность свойствами безопасности

0,07

40

2,8

Удовлетворенность дизайнерскими свойствами

0,07

79

5,53

Удовлетворенность свойствами взломобезопасности

0,05

30

1,5

Удовлетворенность по потребительским свойствам:

40,546

Удовлетворенность процессом «Презентация товара»

0,04

45

1,8

Удовлетворенность процессом «Заключить договор»

0,04

60

2,4

Удовлетворенность процессом «Осуществить оплату»

0,03

58

1,74

Удовлетворенность процессом «Осуществить замер»

0,06

47

2,82

Удовлетворенность процессом «Осуществить доставку»

0,04

68

2,72

Удовлетворенность процессом «Демонтаж конструкции»

0,06

45

2,7

Удовлетворенность процессом «Монтаж конструкции»

0,06

89

5,34

Удовлетворенность процессом «Предоставить дополнительные услуги»

0,14

45

6,3

Удовлетворенность по процессам предоставления услуги:

25,82

Общая удовлетворенность:

66,366

missing image file

Рис. 3. Коэффициенты весомости критериев удовлетворенности потребителей

Этап анализа полученных результатов предполагает наглядную демонстрацию результатов исследования, а также формулировку выводов. На рисунке 3 представлены коэффициенты весомости критериев удовлетворенности потребителей: потребительскими свойствами товара, процессом оказания услуги.

Как видно из рисунка 3, коэффициент весомости удовлетворенности потребительскими свойствами товара составляет – 0,62, а коэффициент весомости удовлетворенности процессом оказания услуги – 0,38. Это говорит о том, что потребителя компании гораздо больше интересует (почти в 2 раза) качество самой продукции компании, а не то, как ее доставят, установят и т.д.

На рисунке 4 показаны рассчитанные значения индекса потребительской удовлетворенности (CSI).

missing image file

Рис. 4. Значения индекса потребительской удовлетворенности

Как видно из рисунка 4, общий индекс потребительской удовлетворенности составляет 66,366% в том числе: CSI по продукции составляет 40,546%; CSI по процессу оказания услуги – 25,82%.