Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1 no name 1
1 work

Есть множество исследований влияния музыкального сопровождения в момент выполнения различных заданий, среди которых особое значение занимает воздействие функциональной музыки на состояние и работоспособность человека. Гораздо меньшую же популярность приобретают исследования влияния предварительного прослушивания музыки на выполнение какой-либо деятельности. Сейчас именно в подростковой среде больше всего распространено прослушивание музыки. Значительную роль в подростковом возрасте занимает учебная деятельность, и умение сосредоточиться и удерживать внимание на выполнении различных домашних или классных заданий является неотъемлемой частью жизни подростков, которое способствует успешному обучению. Зачастую подростки слушают музыку во время выполнения каких-либо действий, однако иногда это проблематично реализовать (например, при выполнении заданий в классе). А также есть люди, которым при выполнении определенной деятельности просто необходима тишина, поэтому прослушивание музыки может не столько улучшить продуктивность их работы, сколько ухудшить. Известно, что без внимания невозможно успешное выполнение деятельности. Поэтому нами было исследовано как предварительное прослушивание музыки влияет на показатели внимания.

Несмотря на разнообразие взглядов касательно внимания, тем не менее до сегодняшнего дня большинством психологов разделяется представление о внимании как определенной стороне активности субъекта, характеристике других психических процессов; а также то, что внимание не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного продукта, что подразумевает отрицание его как самостоятельной части психики.

Как познавательный психический процесс внимание тесно связано с направленностью личности, ее установками, интересами и потребностями. С.Л. Рубинштейн писал о двусторонности взаимоотношений субъекта и объекта внимания, а именно, что внимание направляется на объект, но при этом и сам объект привлекает внимание. Причины внимания к объекту содержатся в « объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, в его отношении к объекту» [1]. К основным свойствам внимания обычно относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Неоднократно проводились и продолжают проводиться различные исследования влияния музыки определенных жанров на человека. В исследовании Л.В. Блиновой, Н.А. Шевченко, А.Е.Тарасовой [2], исследовавших влияние классической и рок-музыки на концентрацию и устойчивость внимания, было выявлено, что классическая музыка при выполнении счетных операций замедляла темп работы, рок-музыка же задавала быстрый темп, способствовала лучшему выполнению операций и меньшему количеству ошибок, чем при прослушивании классической музыки. При выполнении «Корректурной пробы» у испытуемых при прослушивании рок-музыки отмечалось наивысшее среднее количество просмотренных строчек. Таким образом можно предположить, что предварительное прослушивание музыки также может оказывать достаточно сильное влияние на человека, изменяет его психофизиологические характеристики и способно повлиять на продуктивность его предстоящей деятельности, что и будет проверено в данном исследовании.

В эксперименте участвовало 30 подростков в равном количественном соотношении мальчиков и девочек, в качестве методики выступала «Корректурная проба» с двумя параллельными формами. За несколько дней до эксперимента было ознакомление экспериментатора с группой, а также проведение письменного анонимного опроса, в результате которого была взята песня, которую выбрало большинство ребят, а именно песня «Believer» группы «Imagine Dragons», длительность которой составляет 3:24 минуты. После приветствия, как и было запланировано, испытуемые были опрошены касательно своего физического состояния на данный момент времени. Все испытуемые чувствовали себя в состоянии выполнять задания, отказы от участия в эксперименте отсутствовали.

Далее каждому испытуемому был выдан бланк «Корректурной пробы». Инструкция звучала следующим образом: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно просматривая каждую строчку, зачеркивайте буквы К и обводите кружком буквы Р. Если один бланк закончился, то не задерживаясь, продолжайте на обратной стороне листа. Когда я скажу слово «Черта» поставьте вертикальную черту там, где вы остановились, и продолжайте выполнять задание. Время работы 5 минут. Все понятно?». Некоторые ребята попросили повторить какие буквы вычеркивать и каким образом. После этого 5 минут испытуемые выполняли задание в полной тишине. После истечения 5 минут испытуемым было дано около минуты на отдых. Во время отдыха каждому испытуемому выдали второй бланк методики. Далее была предоставлена песня, во время прослушивания которой респондентам разрешалось принять любое удобное для них положение. После этого снова была предложена инструкция, идентичная инструкции к первому бланку, с единственным различием в том, что теперь следовало обводить кружком буквы В и зачеркивать буквы О. Время между окончанием прослушивания музыки и началом выполнения «Корректурной пробы» составляло около минуты. После проведения участники были письменно опрошены относительно их эмоционального отношения к предъявляемой музыкальной композиции. Некоторых песня успокоила, некоторым придала сил, а у кого-то она, по словам подростков, вовсе не вызывала никаких эмоций.

Следует отметить, по окончании первой пробы испытуемые высказались, что под конец выполнения методики присутствует «боль в глазах после просмотра букв». Однако, по словам участников, после прослушивания музыки этот фактор уже не оказывал влияния на выполнение второй пробы, хотя под конец ее выполнения неприятные ощущения в глазах тоже присутствовали. С помощью полученных первичных данных нами были подсчитаны точность, продуктивность и устойчивость внимания. В дальнейшем был использован математический G-критерий знаков для подсчета количества положительных, отрицательных и нулевых реакций и исключение последних из рассмотрения, поэтому результаты получились достаточно достоверными на уровне 0,01.

Расчет количества положительных, отрицательных и нулевых сдвигов значений продуктивности, точности и устойчивости внимания до и после экспериментального воздействия

Сдвиги

Продуктивность(N)

Точность (А)

Устойчивость (S)

Положительные

30

3

30

Отрицательные

0

26

0

Нулевые

0

1

0

Из данной таблицы видно, что типичными являются положительные сдвиги для продуктивности и устойчивости внимания, для точности наиболее типичными являются отрицательные сдвиги. Так как отрицательных или нулевых сдвигов показателей продуктивности и устойчивости не отмечается, то можно и так утверждать, что сдвиг в сторону увеличения этих показателей внимания является достоверным. Интересным является то, что несмотря на эмоциональное отношение учеников к прослушиваемой музыке (15 человек отметили, что музыка понравилась, и 15 человек отметили, что не понравилась), у всех подростков отметилось увеличение показателей продуктивности и устойчивости. Вероятно, это связано с темпом и ритмом прослушиваемой мелодии. Что же касается показателей точности, то положительные сдвиги можно обнаружить у респондентов № 9, 17, 18; эти респонденты высказались о том, что музыка им понравилась, улучшила настроение, нулевой сдвиг отмечается у респондента №26, который также сообщил о положительном отношении к прослушанной песне; что касается респондента №6, который неверно вычеркнул буквы после экспериментального воздействия, то он ответил, что прослушанная песня не понравилась и вызвала напряжение. Но этих данных все равно слишком мало и нельзя однозначно утверждать, что эмоциональное отношение к прослушанной музыкальной композиции как-то повлияло на показатели внимания.

В конечном счете, полученные результаты свидетельствуют о том, что прослушивание подростками рок-музыки повлияло на показатели внимания, а именно способствовало увеличению продуктивности и устойчивости внимания, однако снизило показатели точности. Можно предположить, что увеличение скорости выбора при просматривании букв связано с жанром предлагаемой песни, отличающейся ритмичностью и быстрым темпом.

Можно предположить, что прослушивание энергичной и ритмичной музыки перед выполнением несложных видов деятельности, которые не требуют значительных умственных нагрузок, может положительно повлиять на скорость их выполнения, но негативно отразиться на точности, поэтому если в предстоящей деятельности требуется высокая точность выполнения, то перед ней такую музыку слушать не рекомендуется.