Долгое время в мире главенствовал патриархат, и традиционная система дифференциации половых ролей и стереотипов маскулинности и феминности отличалась тем, что мужские и женские качества и виды деятельности резко различались, а их функции были иерархическими. Вплоть до XIX века маскулинность и фемининность считались взаимоисключающими качествами, а всякие отступления от подразумеваемого норматива у женщин и мужчин считались ненормальными. Появление и развитие феминизма в России и за рубежом оказало влияние на изменение прав и свобод женщин, на переосмысление традиционных гендерных ролей и функций женщины в семье и в обществе. Феминистки добивались предоставления женщинам прав избирать и быть избранными, прав на образование и трудовую деятельность наравне с мужчинами. Сейчас половое разделение труда потеряло ранее присущую ей жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали более равноправными, культурные стереотипы маскулинности и феминности стали менее полярными. Таким образом, традиционные образцы маскулинности-фемининности в современном мире претерпевают большие изменения; считается также, что сейчас происходит маскулинизация женщин и феминизация мужчин.
Несхожесть в характеристиках мужчин и женщин, обусловленная биологическими и социальными факторами, привела к использованию терминов, обозначающих их дифференциацию – пол и гендер. «Пол» представляет собой совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения, имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной. В то время как «гендер» – социальный пол, социальный конструкт пола, надстраиваемый обществом над физиологической реальностью, затрагивает психологические, социальные и культурные особенности мужчин и женщин.
Считается, что фемининность и маскулинность являются характеристиками и образцами, формирующими гендерную идентичность. Гендерная идентичность – это базовая структура социальной идентичности, которая характеризует индивида с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует [1]. Гендерная идентичность есть осознание человеком своего внутреннего психологического пола (кем себя ощущает человек вне зависимости от биологического пола и своих анатомо-физиологических особенностей), тесно связана с базисным ощущением маскулинности и феминности, имеет личностный компонент, зависит от социокультурной ситуации развития личности и способна менять свою направленность и содержание [2]
Для понимания различий между биологическими и культурными аспектами пола важное значение имеют категории «фемининность» и «маскулинность». В области современных социальных наук существуют разные концепции маскулинности и фемининности: биологическая, психоаналитическая, социально-конструктивистская, посмодернистская. Первые две условно относятся к эссенциалистским, ибо рассматривают эти категории как производные от биологической разницы между мужчинами и женщинами. Две остальные условно называют конструктивистскими, ибо рассматривают эти категории как общественный конструкт, происходящий из гендерной идеологии общества и сформированный под влиянием традиционных взглядов на мужскую и женскую роль.
Ш. Берд определяет маскулинность как «социально сконструированные ожидания, касающиеся поведения, представлений, переживаний, стиля социального взаимодействия, соответствующего мужчинам, представленные в определенной культуре в определенное время» [3, с. 6]. К типично маскулинным чертам традиционно относят независимость, самостоятельность, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, уверенность в себе, самоуважение и др.
Фемининность – характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе [4, с. 680]. Также под этим понятием принято понимать набор телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих женщину от мужчины. Традиционно считалось, что женщинам присущи пассивность, отзывчивость, мягкость, заботливость, эмоциональность, уступчивость, чувствительность, нежность, застенчивость, способность к сопереживанию и др. [4].
В современном обществе понимание маскулинности и фемининности отрывается от соотнесенности их с биологическими особенностями, и они представляют собой набор поведенческих паттернов, традиционно характерных для мужчин и женщин, определенную социокультурную модель. Поведенческие особенности проявлений маскулинности и фемининности у личности могут быть обусловлены сформированными гендерными стереотипами и экспектациями общества, а также механизмами социализации. Таким образом, сущность этих категорий, прежде всего, заключается в их соотнесенности с социумом, – с общественными оценками, моделями поведения в обществе, представлениями о чертах мужчин и женщин [5].
В 1974 г. С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии, обозначив андрогинию как наличие у людей как традиционно мужских, так и традиционно женских психологических качеств. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.
Целью нашего исследования было определить выраженность маскулинности и фемининности у женщин 20-30 лет в современном обществе и их тип гендерной идентичности. Мы предположили, что у женщин больше выражены показатели маскулинности и маскулинный тип гендерной идентичности.
Для проведения психодиагностического исследования был использован метод тестирования, а также применялись следующие методики: Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (С. Бем, модификация О.Г. Лопуховой), «Самооценка гендерного типа (Н.Н. Обозов, модификация Н.П. Фетискина)», «Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI». Благодаря онлайн-формату тестирования, в нем смогли поучаствовать женщины из разных городов, что повышает репрезентативность выборки, составившей 40 человек.
По 3 методикам у каждого респондента был выявлен доминирующий гендерный тип личности.
Гендерный тип личности |
Количество человек |
Маскулинный |
2 |
Фемининный |
18 |
Андрогинный |
20 |
Ниже представлены результаты в более наглядной форме в виде диаграммы.
Таким образом, ровно у половины женщин в нашей выборке преобладает андрогинный гендерный тип личности, что свидетельствует о том, что таким женщинам свойственно проявлять как типично мужские, так и типично женские качества, что, как известно, способствует большей адаптации в современном мире и гибкости в любых ситуациях, большей успешности в общении, профессиональной реализации и устойчивости к стрессам..
Но не стоит упускать из виду тот факт, что женщин с фемининным типом всего на 2 человека меньше, поэтому правомерно будет сказать, что в современном мире у женщин 20-30 лет, в основном, может наблюдаться и фемининный, и андрогинный гендерный тип личности. На данный момент в нашем исследовании всего две женщины с доминирующим маскулинным гендерным типом. Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась.
Маскулинные характеристики у большинства женщин в нашем исследовании проявляются либо незначительно, либо же – в средней степени (что соответствует андрогинному типу), тем самым повышая адаптивные возможности современных женщин. Женщины нежны, заботливы, отзывчивы, эмоциональны, но вместе с тем сильны, решительны, целеустремленны, настойчивы, а также способны к лидерству и руководству.
Таким образом, помимо соответствия выраженных гендерных характеристик биологическому полу, в современном обществе присутствует тенденция к проявлению в женщинах и фемининных, и маскулинных качеств, то есть тенденция к сближению стандартов поведения мужчин и женщин, а значит сглаживается жесткое противопоставление полов и гендерных ролей. Конечно, несмотря на выраженность обоих показателей – маскулинности и фемининности, – имеются разные варианты их соотношения, и у кого-то больше выражены показатели маскулинности, а у кого-то – феминности, но тем не менее оба этих показателя «сочетаются» в одном человеке.
Как известно, мужские и женские модели поведения и идентичности опосредованы процессом социализации и характеризуют соответствующие культурные стандарты и идеологию, господствующую в обществе. Исходя из результатов нашего исследования, можно предположить, что женщины в современном мире стали больше и более открыто выражать свои маскулинные качества, чему могли способствовать демократизация общества, борьба за равноправие и свободу выбора. Сейчас многие женщины могут более свободно варьировать свое поведение в зависимости от ситуации, самовыражаться и реализовывать свои способности по сравнению с предшествующими веками. Как будет обстоять дело дальше, зависит от экономических, политических и социальных условий общества.