Мотивация, в частности учебная, является одной из фундаментальных проблем психологии. Формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся условиях современной среды – важнейшая задача современного образования. Мотивация учебной деятельности студентов считается существенно необходимым условием для эффективного осуществления учебного процесса, а в дальнейшем трудовой деятельности.
Изучению мотивации посвящено множество исследований. В разные годы этой теме уделяли внимание выдающиеся советские и зарубежные деятели науки: А.Н. Леонтьев [5], Л.И. Божович [2], В.Г. Леонтьев [6], П.М. Якобсон [11], А.К. Маркова [7], Е.П. Ильин [3], Т.О. Гордеева, М.Н. Крылова [4], Д.В. Аткинсон [13], М.Д. Вернон, К.В. Мадсен, А.Г. Маслоу [8], P.C. Петерс, X. Хекхаузе. Благодаря усилиям этих ученых сложилось представление о мотивации как о процессе побуждения себя и других к интенсивной деятельности для удовлетворения конкретных потребностей.
Под мотивацией учебной деятельности исследователи понимают систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, умениями, навыками и способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.
В пособии П.Н. Шишкоедова потребность рассматривается как «состояние нужды в определенных условиях или объектах, которых недостает человеку для нормального существования» [12]. Чем выше эволюционное развитие человека, тем больше у него потребностей. Мотив – это психический процесс, который изнутри стимулирует к постановке цели и принятию соответствующих средств действия. Цель – результат, на достижение которого направлена активность человека. Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель.
Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик и обусловлена рядом специфических личностных качеств. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.
Процесс формирования мотивации учебной деятельности студента начинается с первых дней обучения в вузе. Эффективность этого процесса зависит от того, насколько успешно и быстро вчерашний абитуриент адаптируется к новой среде. Новизна обучения в высшей школе состоит в использовании других форм и методов организации учебного процесса, включающих подачу нового материала, отчетность и контроль. Кроме того, в отличии от школы в высшем учебном заведении резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента, поэтому важно, чтобы у студента была сформирована внутренняя мотивация, благодаря которой он сам, без опоры, устойчиво стремился к пополнению знаний, проявлял самостоятельность, умение грамотно организовывать работу.
А. Маслоу отмечает, что «имеется достаточно оснований для того, чтобы заявить – в основе человеческой тяги к знанию лежат не только негативные детерминанты, но и позитивные импульсы, потребность в познании, любопытство, потребность в понимании. А все это может быть реализовано через мотивацию» [8].
Получение образования всегда предполагало высокий уровень силы воли, выдержки, терпения и трудолюбия со стороны студента. У большинства современных студентов наблюдается демотивированность, безразличное отношение к учёбе, она все чаще приобретает формальный характер и больше ориентирована не на приобретение новых знаний, изучение предмета, личностное развитие, формирование профессионального мастерства и необходимых компетенций, а на успешную сдачу сессии любыми средствами и получение «корочек о высшим образовании».
Рассмотрим возможные причины недостаточной мотивации учебной деятельности у студентов вуза. Одним из главных факторов, влияющих на снижение учебной мотивации, является не вполне осознанный или не совсем самостоятельный выбор будущей профессии, когда поступление в вуз зависит от материальных возможностей семьи или излишнего давления со стороны родителей, а также от отсутствия у абитуриента собственных предпочтений профессионального потенциала.
Еще одна немало важная причина низкой учебной мотивации – отсутствие осознанности, что все полученные знания пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности. Многие студенты, считают, что теоретическая подготовка по определённым дисциплинам не несет никакой значимости.
Некоторые студенты после прохождения учебной практики понимают, что не будут работать по специальности, поэтому смысл дальше хорошо учиться пропадает, в худшем случае – студент отчисляется.
Процесс формирования мотивации учебной деятельности у студентов представляет собой создание специальных условий, использование методов, инструментов, средств и приемов, побуждающих к познавательной деятельности, активному освоению материала по дисциплинам, а также на изменение внешней мотивации во внутреннюю.
Среди методов и приемов повышения мотивации и интереса к обучению студентов, можно выделить следующие:
• построение доверительных отношений между преподавателем и студентами;
• использование дифференцированного подхода, работа малыми группами;
• привлечение практикующих специалистов ко взаимодействию со студентами;
• поощрение активных и инициативных студентов;
• четкая структурированность учебного материала, выявление практической значимости;
• использование особой нетрадиционной системы оценивания;
• применение на занятиях информационно-коммуникативных и компьютерных технологий.
Как отмечает М.Н. Крылова, «при интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения» [4].
Особое внимание следует обратить на роль учебных и производственных практик, в ходе которых студенты могут реализовать на деле теоретические знания и полученные умения, почувствовать «вкус» выбранной профессии, понять важность теоретической подготовки в становлении профессионала.
Не менее важную роль в формировании учебной мотивации студентов играет балльно-рейгинговая система (БРС) оценки качества освоения образовательной программы. В настоящее время данный способ оценивания активно внедряется во многие вузы, так как он помогает увидеть реальную работу студента в течение семестра, повышает самостоятельность, увеличивает объективность оценки достижений, стимулирует студента к активной работе и выполнению всех заданий, а также предоставляет возможность набрать за семестр максимальное количество баллов, чтобы не сдавать экзамен. Происходит большее дифференцирование оценок, повышается значимость каждой из них.
Наиболее полный перечень методов повышения мотивации учебной деятельности студентов приводит М.Н. Крылова: «Правильное целеполагание, убеждение студентов в практической значимости изучаемого, индивидуализация обучения, эмоциональное воздействие, экскурсы в историю предмета, активизация учебной деятельности, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, вовлечение студентов в дискуссию, создание ситуации успеха и т.д.» [4].
Таким образом, особенности мотивации учебной деятельности у студентов можно отнести к наиболее острым проблемам, когда встает вопрос не просто о посещении обучающимися какого-либо предмета, а их заинтересованность и вовлеченность в учебной дисциплине. Важно, чтобы у студентов была сформирована внутренняя мотивация, благодаря которой обучающийся хотел бы самостоятельно приобретать знания, обращаться к разнообразным дополнительным источникам информации, применять добытые знания в ходе решения разных проблем, взаимодействовать с преподавателем.
Для формирования мотивации к учебе у студентов важно правильно построить учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий, различных способов поощрения активных студентов, привлечением к процессу обучения практикующих специалистов.
Итогом правильно организованного обучения является формирование учебно-профессиональной мотивации, способствующей успешному освоению нужных компетенций, а также появлению важных личностных качеств будущего специалиста.