В настоящее время специалисты помогающих профессий (психологи, педагоги, консультанты, коучи) активно применяют в своей профессиональной деятельности знания об эмоциональном интеллекте [1]. Мы посчитали важным включить в этот список лиц правоохранительных органов, работающих в сфере «человек – человек», и изучить, могут ли они полноценно владеть данной личностной характеристикой на высоком уровне её проявления. Обладая высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, юрист-профессионал сможет правильно распознавать эмоции клиентов при решении различных профессиональных задач и грамотно выстраивать профессиональную коммуникацию с ними.
Одной из главных проблем в современном мире является относительно молодой феномен – алекситимия. Данное явление было описано Р.Е. Сифнеосом в 1967 году и рассматривалась им как предпосылка развития психосоматических заболеваний [2].
А.Ю. Искусных утверждает: «Алекситимия – сложный психофизиологический феномен, тесно связанный с эмоциональными, интеллектуальными, волевыми характеристиками личности, негативно влияющий на ее становление и здоровье человека в целом. Изучение алекситимии носит полидисциплинарный характер. Однозначной трактовки природы феномена в настоящее время не существует. Так как алекситимию обнаруживают и у больных психосоматическими заболеваниями и неврозами, и у психически здоровых людей, данное расстройство относят не к причинам, а к факторам риска развития патологии» [3, с. 11].
Следовательно, мы можем говорить о том, что алекситимия – это не патологическая, но и далеко не нормативная составляющая психологическая характеристика личности.
Алекситимики обладают набором таких проистекающих характеристик как: дефицитом когнитивных процессов в регулировании эмоций; трудностями в идентификации и вербализации своих чувств; трудностями в ощущениях и эмоций как своих, так и чужих; неразвитым воображением (соответственно, бедностью фантазий); «конкретный» тип мышления; затруднённостью в истолковании метафорических высказываний, пословиц и поговорок; высокой тревожностью и инфантильностью; неспособностью активного вмешательства в обстоятельства жизни; высокой степенью подверженности стрессовым воздействиям; трудностями в межличностных отношениях; высокой степени подверженности стрессовым воздействиям; скудной речью [4].
Исходя из данного перечня, мы можем сказать о том, что алекситимия – это сочетание когнитивных и аффективных характеристик индивида, которые будут сопровождаться затруднённой адаптацией в социальных взаимодействиях.
Отечественный психолог М. А. Манойлова в своих исследованиях рассматривает эмоциональный интеллект как способность к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, основными компонентами которой выступают эмпатия, терпимость (толерантность), ассертивность, самооценка личности [5]. Мы разделяем точку зрения данного автора, поскольку важность в опознавании и дифференциации своих эмоциональных реакций, считывании эмоций других людей, – всё это требуется каждому профессионалу, работающему в сфере «человек – человек».
На основании результатов методики TAS-20-R, мы получили данные по первому тестированию, которые будут представлены в виде гистограммы (рис. 1) от низких до высоких значений общего уровня алекситимии у студентов-юристов в возрасте от 18 лет до 22-х лет в составе 21 человека.
Рис. 1. Выраженность алекситимии у каждого студента-юриста
На основании данных представленной диаграммы, получились следующие результаты:
1. Высоким уровнем алекситимии обладает один студент-юрист (респондент № 3). Это означает, что респондент испытывает трудность в определении собственных эмоций и чувств, не способен дифференцировать собственные эмоции, у него возникают трудности в определении чувств окружающих людей, мышление носит «конкретный» характер – внешне-ориентированное мышление. Внешне-ориентирование мышление означает, что респондент фокусируется на внешних событиях, нежели на своих внутренних переживаниях, потому что не может распознать свои чувства, эмоции и переживания. Респонденту №3 свойственна бедность фантазий, воображение слабо развито, способность к эмпатии низкая.
2. Средним уровнем алекситимии обладают десять студентов-юристов (респонденты №2, №7, №9, №10, №12, №13, № 16, №18, №19, №20). Это пограничный уровень алекситимии, который означает, что респонденты не всегда могут правильно выразить свои чувства и эмоции, в полной мере отслеживать эмоции окружающих у них не всегда получается; имеют сниженную способность к эмпатии. Несмотря на это, респонденты не имеют глубоких трудностей в распознавании своих эмоциональных реакций и различении эмоций окружающих, что не мешает им быть адаптированными в социальной среде.
3. Низким уровнем алекситимии обладают также десять юристов (респонденты №1, №4, №5, №6, №8, №11, №14, №15, №17, №21). Эти респонденты способны отличить свои соматические ощущения от эмоциональных, способны разобраться в собственных чувствах и эмоциях, без труда будут отслеживать эмоции других людей. Респонденты могут правильно выразить свои чувства и эмоции. У них развитая эмпатия, высоко развитое воображение; способны понимать смысл переносных значений слов, метафор и пословиц.
По результатам второй методики «Тест эмоционального интеллекта, МЭИ» (М. А. Манойлова) у нас получились следующие результаты у студентов-юристов в возрасте от 18 лет до 22-х лет, которые мы представим в виде линейчатой диаграммы (рис. 2).
На основании представленной выше диаграммы мы можем сказать, что:
1. Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают 7 респондентов (испытуемые № 5, №6, №8, №15, №17, №20, №21). Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает то, что все формы эмоционального интеллекта респонденты активно интегративно проявляют во всех 4-х сферах: внутриличностный аспект (осознание своих чувств и эмоций, управление своими чувствами и эмоциями), межличностный аспект (осознание чувств и эмоций других людей, управление чувствами и эмоциями других людей).
Рис. 2. Уровень ЭИ у студентов-юристов
2. Низким уровнем эмоционального интеллекта обладают 4 респондента (испытуемые № 3, №4, №12, №18). Данные респонденты характеризуются отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении.
3. Средним уровнем эмоционального интеллекта обладают 10 респондентов (испытуемые № 1, №2, №7, №9, №10, №11, №13, №14, №16, №19). Респонденты характеризуются яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Таким испытуемым рекомендуется развить те стороны ЭИ, которые у них слабо развиты.
Помимо психодиагностического тестирования в своём исследовании мы применили математический метод – метод критерия корреляции Пирсона. Мы получили итоговое значение коэффициента корреляции, где rxy = – 0,69 ≈ – 0,7. На основании полученного значения по таблице Чеддока можно сказать, что эта корреляция обратной связи, так как коэффициент отрицательный; корреляция имеет высокую тесноту связи. Далее мы обратились к таблице критических значений коэффициента корреляции Пирсона и выяснили, что при объеме нашей исследуемой выборки, где n=21 на уровне значимости р = 0,001 = r = 0,67. Наш получившийся коэффициент корреляции приближённо составил – 0,7. А это значит, что корреляция значима на уровне при р = 0,001. Верна альтернативная гипотеза Н1: корреляция отличается от нуля на уровне значимости при р = 0,001.
Таким образом, мы сделали итоговый вывод: все получившиеся математические значения, позволяют нам заключить, что между уровнем алекситимии и уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ) имеются существенные различия, а именно между этими переменными существует обратная взаимосвязь: чем ниже показатели алекситимии, тем выше показатели уровня развития эмоционального интеллекта у нашей исследуемой выборки в количестве 21 человека у студентов-юристов.