В Приарктическом регионе расположены территории пяти государств – России, Канады, США, Норвегии, Дании. Город Архангельск находится на территории Европейского Севера нашей страны. Климат является агрессивным для всех систем организма школьников.
В последнее время вместо термина умственная отсталость все чаще используется понятие интеллектуальная недостаточность.
Интеллектуальная недостаточность – это состояние задержки или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, возникающих в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
В Архангельске на интеллектуальную недостаточность приходится 10% всех заболеваний. Ежегодно в Архангельской области регистрируется более 2,2 млн. случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями. Показатель общей заболеваемости населения Архангельской области почти на 50% сформирован из впервые выявленных заболеваний, в том числе у детей (0-14 лет) – на 77,6%, у детей подросткового возраста (15-17 лет) – на 62,5%, взрослых – на 35,7% [4, с. 2].
Координационные способности – это объединение физиологических, морфологических, психологических элементов организма. В Приарктическом регионе высокий уровень развития координационных способностей обеспечивает успешное выполнение двигательных действий. Другими словами можно сказать, это способность управлять своими движениями, при надобности быстро их перестраивать. Для воспитания координационных способностей основным средством являются физические упражнения. Развитие координационных способностей соответствует двигательному развитию ребёнка и складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики. Говоря о крупной моторике, мы имеем в виду способности сохранять равновесие и координировать движения тела. Мелкая моторика – это совокупность движений мелких мышц тела. Значит, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребёнка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно-координированные навыки, ребёнку необходимо освоить базовые двигательные навыки, закладывающие фундамент на будущее. Есть общепринятая очередность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии. Очередность формирования навыков крупной моторики, прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать своё тело и перерабатывать сенсорные ощущения [5].
Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования координационных упражнений для детей с интеллектуальными нарушениями.
Более широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей для детей с интеллектуальными нарушениями составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и довольно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты), упражнения в равновесии. Высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения по пересеченной местности, бег по песку, ходьба на лыжах, для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой [5, с. 3].
Ниже предложен комплекс по развитию координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.
Координационные упражнения для детей с интеллектуальными нарушениями на развитие координационных способностей:
1) Упражнение на месте:
«Вперед-назад»
И.п. основная стойка.
На счет раз две руки подняты вверх. На счет два по сигналу по круговому движению одновременно опускается одна рука вперед, на счет три вторая рука назад. На счет четыре идет смена рук.
«Вращение руками, согнутыми в локтях»
И.п. стоя, на счет раз руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, на счет два идет вращение руками в разных направлениях.
«Мельница»
И п. ноги на ширине плеч, встать на полные стопы, выпрямить спину.
На счет раз сделать наклон на 90 градусов вперед, правая рука должна быть поднята вверх, левая опущена, спину выпрямить.
На счет два выполняем вращательные движения руками в разные стороны (когда левая рука находится внизу, ею нужно дотягиваться до носка правой ноги, соответственно правой до носка левой ноги).Делаем медленно, постепенно ускоряя темп.
«Вращения»
Вращение тазом в одну сторону, головой в другую. Вращение тазом с максимальной скоростью и амплитудой. (Упражнения по мотив тренинга В. Мейерхольда).
«Баланс»
И п. стоя на одной ноге. Одновременно правой рукой зовем, левой рукой прогоняем. Прыжком смена опорной ноги – делаем по сигналу.
«На цыпочках»
И п. Встать ровно. Стопы вместе. Руки на поясе.
Теперь закрыть глаза! Постоять так 20 секунд и подняться на носки. Рекомендуется постоять на носочках с закрытыми глазами 15 секунд.
«Друг перед другом»
И п. стоя, руки на поясе, стопы поставить «пятка к носку», глаза закрыть, простоять так 15 сек., затем поменять ноги. Также нельзя переносить вес на ногу, стоящую впереди. Нельзя отрывать пятку от пола.
«Голову назад»
И п. стоя, стопы вместе, руки на поясе. На счет раз подняться на носки и запрокинуть голову назад максимально. Постоять так на носках 10 сек. Глаза должны быть открыты! Затем закрыть глаза. С закрытыми глазами попробовать простоять 7 сек. на носках с запрокинутой головой.
«Ласточка»
И п. стоя на одной ноге, руки на поясе. Нужно наклониться вперед так, чтобы туловище было горизонтально полу, а вторая нога – вытянута по возможности горизонтально полу. Обе ноги должны быть прямыми, стоим так 15 секунд.
«Поза дерева»
И п. стоя. На счет раз поднять одну ногу и поставить ее стопой на внутреннюю часть бедра опорной ноги, также колено согнутой ноги должно смотреть в сторону. На опорной ноге колено должно быть прямое и подтянутое вверх. Нужно постараться вытягивать тело вверх. Руки держатьперед собой или сложены над головой. Простоять в позе Дерева 20 сек. Если вам легко, то можно попробовать с закрытыми глазами.
«На четвереньках»
И П. стоя на четвереньках. Вытянуть параллельно полу правую руку и правую ногу. Стоять так 15 сек. Затем поменять положение: вытянуть левую руку и левую ногу.
«Одна рука впереди – одна нога позади»
И п. стоя, ноги вместе, руки по швам.
По сигналу, отвести вперед правую руку и назад левую ногу и по сигналу наоборот [3].
2) Упражнение в движении:
«Книга на голове»
Ходьба по прямой с книгой на голове. Темп медленный.
«Скрестный шаг»
Передвигаясь в сторону, шагаем правой ногой в сторону, левой перекрещиваем впереди правую ногу, затем снова правой ногой в сторону, левой перекрещиваем сзади и так поочередно идет перекрещивание ног спереди – сзади. Затем делаем все тоже самое, но только в беге.
«Ножницы»
Руки на поясе, передвигаясь вперед, поочередное поднимание прямых правой и левой ноги [3, с. 1].
Заключение. Для развития координационных способностей у школьников с интеллектуальными нарушениями, выделяют методы стандартно-повторного упражнения и методы вариативного (переменного) упражнения. Для становления координационных способностей используются упражнения, предъявляющие высокие требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Упражнения имеют достаточную координационную сложность, трудность для занимающихся. Они содержат новизну, отличаются большим диапазоном разнообразием форм выполнения движений, неожиданностью решений двигательных задач.