Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1 no name 1
1

Изучение особенностей различных видов ценностей позволит конкретизировать существующие представления о системе ценностей и процессе их становления на этапе обучения, что позволит наметить основные пути психологического сопровождения профессионального развития. На современном этапе развития общества сотрудники полиции находятся под пристальным вниманием граждан, СМИ, коллег это обязывает каждого сотрудника соблюдать строгие правила и установки, запрашиваемые обществом для того, чтобы избежать противоречий между гражданами и представителями государственных структур.

Понятие «ценностные ориентации» впервые возникло в начале 20-х годов XX века в работах Ф. Знанецкого и У. Томаса. Они представляли ценности «…как более-менее точные формальные правила, с помощью которых группа старается удержать, регулировать, а также сделать более распространёнными и частными соответствующие типы действий своих членов…» [1]. Наряду с зарубежными учеными существуют и определения ценностных ориентаций наших соотечественников. Так, А.Г. Здравомыслов определял ценностные ориентации как «…важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного…» [2].

В настоящее же время изучением ценностных ориентаций занимается ряд отечественных специалистов в области гуманитарного знания Е.И. Головаха, И.А. Кудрявцев, Е.М. Лебедева, Т.А. Перевозная, О.Ф. Семенова, С.Н. Тихомиров, И.В. Ульянова, В.Э. Чудновский которые привнесли существенный вклад в развитие данной отрасли общественных наук. Теоретико-методологическим обоснованием проблемы, исследованием трансформации ключевых понятий и становления ценностных ориентаций за рубежом занимались такие ученые, как М. Рокич, Э. Шостром, Э. Шпрангер, К. Роджерс, Г. Олпорт, Э. Фромм, А. Маслоу, Л. Кольберт, В. Франкл и др.

Путем оценки совокупности ценностных ориентаций отдельного человека можно выявить сущностную сторону направления развития личности и определить основу отношения ее к окружающему миру, социуму в целом, а также к самому себе. Стремительные перемены в жизни человека, особенно в период его обучения, обуславливают необходимость глубокого самоанализа и самоопределения. Процесс становления ценностных ориентаций особо важен в профессиональных системах типа «человек-человек», так как он будет отвечать за успешную реализацию будущей профессиональной деятельности.

В процессе формирования ценностных ориентаций человека можно выделить несколько основных направлений:

missing image file

missing image file

missing image file

Интериоризация

Интернализация

Идентификация

присвоение различных продуктов общественного опыта и культуры в в процессе воспитания и обучения

процесс, который предполагает осмысленное и инициативное восприятие окружающей действительности, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности

воспроизведение в качестве субъекта себе другого человека; его, а не свои цели

В настоящее время большое внимание уделяют вопросам становления ценностных ориентаций курсантов ведомственных университетов, так как именно они станут основой государства и безопасности общества в будущем.

Вопросы профессионально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач по защите граждан, государства и общества– первостепенная задача в подготовке курсантов ведомственных университетов. В процессе модернизации системы подготовки кадров повышаются требования к будущим сотрудникам полиции, а значит, что каждый курсант должен уже на самом раннем этапе профессиональной социализации определиться со своим жизненным ориентиром, выбрать путь своего профессионального развития, направленные на интенсивный и постоянный профессиональный рост и саморазвитие, которое будет соответствовать требованиям, предъявляемым структурой МВД, обществом и государством.

Обучающиеся университетов системы МВД на протяжении всего периода обучения самостоятельно, с помощью преподавателей, курсовых офицеров, руководителей практики, педагогов-кураторов формируют направленность своих внутренних профессиональных потребностей, связанных с обязательной устойчивой необходимостью овладения определенными профессиональными компетенциями и качествами. Качества личности, требуемые от курсантов, накладывают на образовательные организации необходимость создания и поддержания максимально эффективного получения профессионального образования, а также психологической поддержки на протяжении всего периода обучения [3; 5; 7].

Очень важно, чтобы во время профессиональной подготовки курсантов и слушателей университетов системы МВД, обучающиеся осознавали всю важность процесса определения и становления своих ценностных ориентаций в профессиональной сфере. Это обусловлено тем, что в полном объеме усвоить профессиональные данные и приспособиться к меняющейся обстановке в государстве, напрямую отражающей фронт работы будущих служителей закона, сможет только тот сотрудник, который имеет устойчивые ценностные установки, высокий уровень самоопределения и саморазвития. На процесс и конечный результат формирования ценностей сотрудников органов внутренних дел также влияют различные факторы: социальная, экономическая, политическая обстановка в стране, возрастающий кризис нравственных идеалов, недостаточная нравственная и психологическая способность личности справляться с неблагоприятными факторами окружающей действительности. Особую важность освещения данной темы можно охарактеризовать тем фактом, что в исследованиях, научных работах и диссертациях различных авторов, изучающих данную проблему, сделан акцент на недостаточность или неполную реализацию формирования компонентов личности будущих сотрудников ведомственных подразделений, а также то, что это влияет на процесс и результат последующего развития органов внутренних дел нашего государства в целом [4]. Как отмечают ученые, некоторые представители из числа курсантов осваивают необходимые для их последующей самореализации ценности формально, поверхностно, не придавая им должного значения и важности. Качество профессиональной деятельности таких курсантов будет не соответствовать минимальным требования граждан страны, что будет вызывать общественный резонанс и острые проблемы во взаимодействии с населением.

Особое внимание и пристальный интерес ученых к сфере ценностей будущих сотрудников ОВД связана также с необходимостью планирования кадровой политики, систем профессионального образования и отбора кадров [6]. Можно сделать вывод о том, что только комплексное исследование взаимосвязанных элементов, отвечающих за формирование ценностных ориентаций, посредством анализа различных источников на тему ценностных формирований и их изучения, выявления мотивов поступления в ведомственные высшие учебные заведения и выбора профессии в структуре внутренних дел, а также сравнения результатов опроса последующей для курсовой работы выборки учащихся различных курсов университета, поможет в полном объеме раскрыть положения рассматриваемой темы.