Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1
1

Статья посвящена анализу особенностей конфликтов в молодежной среде. В статье раскрыто понятие конфликта в различных гуманитарных науках, обозначено понятие «молодежь». Проведен теоретический анализ возрастных, психологических, социальных особенностей конфликта молодого поколения, раскрыты такие виды молодежных конфликтов, как межпоколенные, межгрупповые, межличностные молодежные.

Конфликты – обычное явление в жизни каждого человека. С ними можно столкнуться лично (на учебе, на работе, в общественном транспорте и проч.), а можно стать частью масштабных конфликтов (военных, преступных). Не смотря на широкий диапазон использования слова «конфликт», оно применимо в основном в области гуманитарных наук. Поэтому целесообразнее рассмотреть определения этого термина на философском, социологическом, конфликтологическом и иных уровнях.

Само по себе слово «конфликт» пришло из латыни (conflictus) и обозначает «столкнувшийся».

Исследователи философско-антропологического направления дают следующее определение: «конфликт в универсальном понимании предстает как следствие невозможности для человека наиболее полной реализации своих сущностных сил, подавления либо фрустрации основополагающих потребностей человеческого бытия: в труде, познании, общении, смысле жизни, понимаемых как потребности в самой человеческой деятельности, в различных ее видах» [1].

Н.В. Гришина на основе теоретического анализа разных областей знаний зарубежной и отечественной литературы предприняла попытку дать универсальную трактовку этого понятия: «...конфликт выступает как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)» [2]. Дальнейшее развитие и расширение термина зависит от области знания, где оно используется, характеристики субъектов конфликта и особенностей их взаимодействия.

Ведущие конфликтологи России А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов понимают конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [3, с. 87].

В социологическом словаре «конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия» [4]. Социологи в своем понимании термина «конфликт» справедливо могут заменить его на «оппозиция» или «дебаты».

В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis – возражающий) и даже столкновения самих оппонентов [5]. Психология так или иначе связана с разрешением жизненных психологических трудностей человека, нередко приводящих к конфликтам.

В Профессионально-педагогическом словаре «конфликт» понимается как предельно обостренное противоречие, связанное с сильными эмоциональными переживаниями, проходящим следующие этапы развития: возникновение, становление, зрелость, преобразование [6, с. 203].

Конфликты затрагивают все слои общества, однако особенный интерес вызывают молодежные конфликты. В.В. Митрофаненко выделяет несколько видов молодежных конфликтов: межпоколенные, межгрупповые, межличностные молодежные конфликты [7, с. 6-7]. Первый вид конфликтов является самым важным, поскольку на кон ставятся ценности двух поколений. Межгрупповые конфликты представляют собой столкновения молодежных группировок, в основе которых лежит попытка занять те или иные лидирующие позиции. Межличностные молодежные конфликты – это конфликты между индивидами (конфликты ценностей).

В современном понимании «молодежь» – это социально-демографическая группа, которая классифицируется по возрастным, статусно-ролевым, деятельностным, социально-психологическим признакам и определяется общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания общества, в котором она функционирует.

Согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, наиболее подходящий возраст, соответствующий категории «молодежь», является стадия ранней зрелости (20-25 лет). Характерным для этой периодизации является то, что переход к стадиям сменяется определенным механизмом, который представляет собой конфликт и кризис идентичности личности. Переход из стадии отрочества, юности в раннюю зрелость сопровождается типом конфликта «личность – социальная среда», поскольку у человека возникают трудности с самоидентификацией. В период ранней зрелости на первый план выходят интимность и солидарность. В противном случае возникает конфликт, результатом которого становится одиночество. Переходя в стадию средней зрелости (25-65 лет), личность становится на распутье: с одной стороны, общечеловеческий путь развития – забота о близких, интерес к судьбам других, мысли о будущих поколениях, с другой стороны, удовлетворение личных потребностей, эгоизм. Важно отметить, что избрание второго пути влечет за собой конфликт внутриличностный и конфликт с обществом; как следствие – в развитии человека ожидается застой [8, с. 9].

Молодежная среда определяется, в том числе, спецификой возраста, в частности, речь идет об особенных социальных и психологических чертах молодого поколения. По мнению Б.С. Волкова, группа молодежи, как правило, является неким промежуточным этапом между школьником, живущим с родителями и подчиняющимся семейным правилам, и взрослой, зрелой личностью, занимающейся профессиональной детальностью, отвечающей за свою жизнь и создающей свои собственные семейные правила. Решение задач переходного периода (получение образование, трудоустройство, создание семьи) характерно для молодежной группы [9, с. 3]. Молодежи присуще повышенная возбудимость, самоуверенность, неспособность конструктивно решать жизненные «взрослые» проблемы.

А.Г. Андреева утверждает, что при изучении конфликта в молодежной среде необходимо в первую очередь обратить внимание на закономерности, которым подчиняется поведение и деятельность человека в определенной молодежной среде [10, с. 215].

Конфликты в молодежной среде, как правило, схожи с конфликтами других социально-демографических групп, однако имеют ряд особенностей. В первую очередь эти особенности кроются в причинах возникновения конфликтов:

– эмоциональная незрелость, мешающая адекватно реагировать на конфликтную ситуацию, анализировать её и вести нормальную линию поведения (конфликты «человек-группа», «человек-человек»);

– непринятие действующих культурных, нравственных, социальных норм и правил поведения, установленных обществом (конфликт «молодежная группа – общество/государство»);

– неадекватная самооценка, неудовлетворенное желание, нарушение адаптации, несоответствие актуальной социальной роли (внутриличностный конфликт).

Подводя итог, можно сказать, что конфликт – естественный феномен в жизни каждого человека. А развитие конфликтных событий, выбор стратегии поведения целиком и полностью зависят от его участников. Молодому поколению, в силу своих психологических качеств, социальных, духовных и политических убеждений, в силу возраста и отсутствия жизненного опыта еще сложно принимать взвешенные решения и здраво оценивать свои поступки.