В наше время все больше поднимается вопрос положительной или отрицательной роли глобализации и интеграции, их влияния на политическое устройство мира. В данной статье проводится анализ трех уровней реализации экономической политики ЕС после его оформления как политического союза, а также проводится сравнительный анализ данных процессов на основе конкретных примеров, практического воплощения политики Евросоюза.
В начале нового столетия в мире в связи с активным развитием мировой экономики произошла переустановка системы социально-экономических и научных ценностей, в результате которой ускорился процесс глобализации. Все аспекты человеческой деятельности стали подвергаться рассмотрению и анализу в глобальном масштабе. Волна интеграционных процессов, начавшаяся еще в XX веке, привела к появлению множества различных надгосударственных объединений. Одним из таких и стал Европейский Союз.
Несмотря на стремление стран-членов задействовать интеграционные механизмы во всех сферах общественной жизни, на первое место часто выходят национальные интересы. Соответствующие документы ЕС содержат пункты, позволяющие странам принимать решения в пользу приоритетов государства. Безусловно, подписание Лиссабонского договора [4] в 2007 г. ознаменовало начало нового этапа – развитие ЕС как политического союза. Так, вследствие внесения изменений в Маастрихтский договор 1992 г. Европейский союз получил правосубъектность. Чтобы построить устойчивое экономическое пространство, на протяжении всей истории создания союза, государства-члены унифицировали в странах Еврозоны валютную политику, в дальнейшем, они также были вынуждены перевести в совместное управление такие вопросы бюджетной политики как либерализация торговли внутри Союза и торговая политика с третьими государствами, установление совместного контроля над картелями, слияниями и поглощениями, общая политика в области конкурентоспособности и т.д. Тем не менее, на данный момент имеется четкое разграничение между бюджетом ЕС и государственными бюджетами стран-членов. К тому же, доля общего бюджета составляет всего лишь 1,24 % ВНП европейских стран [1]. На протяжении всего пути развития ЕС главной целью была реализация проекта общего рынка европейских стран, единого торгового союза, а решение вопросов в области макрорегулирования всегда было второстепенным. Поэтому договоры, которые затрагивают непосредственно бюджетную политику, не содержат общих направлений развития. Несмотря на то, что в Протоколе о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов [5] описываются ограничения для стран-членов, многие страны пренебрегают данными ограничениями, вследствие чего бюджетный дефицит в странах евро зоны увеличивается. В таблице ниже мы можем наблюдать ситуацию, сложившуюся с 1997 по 2008 г. Исходя из информации из таблицы [2], мы видим, что бюджетная политика остается децентрализованной, решения, в основном, принимаются отдельными странами, а общий бюджет Союза обслуживает, в большей степени, само функционирование организации, а не общенациональные вопросы.
Тенденция к сохранению национального фактора прослеживается также и в системе законодательного устройства ЕС. Существует превентивный механизм, который позволяет в случае нарушения законопроектом общих принципов субсидиарности стране-члену ЕС отложить и пересмотреть данный законопроект, а в некоторых случаях снять его [6].
Бюджетный дефицит в странах Еврозоны 1997-2008 [2]
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Бельгия |
-2,3 |
-0,9 |
-0,6 |
0 |
0,4 |
-0,1 |
-0,1 |
-0,3 |
-2,7 |
0,3 |
-0,2 |
-1,2 |
Болгария |
0,1 |
1,8 |
||||||||||
Чехия |
-3 |
-3,6 |
-2,6 |
-0,7 |
-2,1 |
|||||||
Дания |
-0,5 |
0,1 |
1,5 |
2,4 |
1,5 |
0,3 |
0,1 |
2 |
5,2 |
5,2 |
4,5 |
3,4 |
Германия |
-2,6 |
-2,2 |
-1,5 |
1,3 |
-2,8 |
-3,7 |
-4 |
-3,8 |
-3,3 |
-1,6 |
0,2 |
0 |
Эстония |
1,6 |
1,6 |
2,3 |
2,6 |
-2,7 |
|||||||
Ирландия |
1,1 |
2,4 |
2,7 |
4,8 |
0,9 |
-0,4 |
0,4 |
1,4 |
1,7 |
3 |
0,3 |
-7,2 |
Греция |
0 |
0 |
0 |
-3,7 |
-4,5 |
-4,8 |
-5,6 |
-7,5 |
-5,2 |
-2,9 |
-3,7 |
-7,7 |
Испания |
-3,4 |
-3,2 |
-1,4 |
-1 |
-0,6 |
-0,5 |
-0,2 |
-0,3 |
1 |
2 |
1,9 |
-4,1 |
Франция |
-3,3 |
-2,6 |
-1,8 |
-1,5 |
-1,5 |
-3,1 |
-4,1 |
-3,6 |
-2,9 |
-2,3 |
-2,7 |
-3,4 |
Италия |
-2,7 |
-2,8 |
-1,7 |
-0,8 |
-3,1 |
-2,9 |
-3,5 |
-3,5 |
-4,3 |
-3,3 |
-1,5 |
-2,7 |
Кипр |
-4,1 |
-2,4 |
-1,2 |
3,4 |
0,9 |
|||||||
Литва |
-1 |
-0,4 |
-0,5 |
-0,3 |
-4,1 |
|||||||
Латвия |
-1,5 |
-0,5 |
-0,4 |
-1 |
-3,2 |
|||||||
Люксембург |
3,7 |
3,4 |
3,4 |
6 |
6,1 |
2,1 |
0,5 |
-1,1 |
0 |
1,3 |
3,7 |
2,5 |
Венгрия |
-6,4 |
-7,9 |
-9,3 |
-5 |
-3,8 |
|||||||
Мальта |
-4,7 |
-2,9 |
-2,6 |
-2,2 |
-4,7 |
|||||||
Нидерланды |
-1,2 |
-0,9 |
0,4 |
2 |
-0,2 |
-2,1 |
-3,1 |
-1,7 |
-0,3 |
0,5 |
0,2 |
0,7 |
Австрия |
-1,8 |
-2,4 |
-2,3 |
-1,7 |
0 |
-0,7 |
-1,4 |
-4,4 |
-1,6 |
-1,6 |
-0,6 |
-0,4 |
Польша |
-5,7 |
-4,1 |
-3,6 |
-1,9 |
-3,6 |
|||||||
Португалия |
-3,5 |
-3,4 |
-2,8 |
-2,9 |
-4,3 |
-2,8 |
-2,9 |
-3,4 |
-6,1 |
-3,9 |
-2,6 |
-2,7 |
Румыния |
-2,5 |
-5,5 |
||||||||||
Словения |
-2,2 |
-1,4 |
-1,3 |
0 |
-1,8 |
|||||||
Словакия |
-2,4 |
-2,8 |
-3,5 |
-1,9 |
-2,3 |
|||||||
Финляндия |
-1,3 |
1,6 |
1,6 |
6,9 |
5 |
4,1 |
2,6 |
2,4 |
2,8 |
4 |
5,2 |
4,5 |
Швеция |
-1,5 |
1,1 |
1,3 |
3,7 |
1,6 |
-1,2 |
-0,9 |
0,8 |
2,3 |
2,5 |
3,8 |
2,5 |
Великобритания |
-2,2 |
-0,1 |
0,9 |
3,6 |
0,5 |
-2 |
-3,3 |
-3,4 |
-3,4 |
-2,7 |
-2,7 |
-5 |
Хорватия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-4,1 |
-4,5 |
-4,3 |
-3,5 |
-3 |
-2,5 |
-1,4 |
страны Европейского Союза (27) |
-2,6 |
-1,9 |
-1 |
0,6 |
-1,4 |
-2,5 |
-3,1 |
-2,9 |
-2,4 |
-1,4 |
-0,8 |
-2,3 |
Источник: Гилева А.А. Развитие Европейской экономической интеграции: от единой валюты к единому бюджету Европейского Союза // Проблемы современной экономики. 2010.
Другим уровнем сотрудничества и взаимодействия стран в рамках Европейского Союза является региональный. Ярким примером здесь служит политика в предпринимательской сфере, а именно в области развития малого и среднего бизнеса. Страны-члены, особенно страны Западных Балкан, переживают существенные экономические трудности, такие как высокий уровень безработицы, недостаточный приток иностранных инвестиций, сложности в налогово-бюджетной сфере. Развитие малого и среднего бизнеса, который обладает гибкой системой управления, может способствовать преодолению вышеперечисленных экономических проблем. Выработка «Плана по предпринимательству 2020» запустила сотрудничество европейских стран в таких областях как обучение предпринимательской деятельности, принятие мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса [7, 8]. В рамках данного плана была образована группа «Укрепления бизнеса свободных профессий» для проведения совещаний с целью выявления проблем по поддержке позиций МСП. В целом, можно сказать, что европейская региональная политика основывается на тезисах, в соответствие с которыми «экономически более развитые и богатые страны должны проявлять солидарность с более бедными» [3, с. 4].
Нельзя не отметить и чрезвычайно важную роль ЕС в развитии процесса глобализации экономики. Начавшаяся еще в середине ХХ века экономическая интеграция в Европе послужила отправной точкой запуска этого процесса по всему миру. Расширение ЕС преследовало целью не только преуспеть в борьбе за рынки сбыта, но и укрепить свои геополитические и экономические отношения со странами, не входящими в зону Евросоюза. Помимо этого, рост стран-членов усилил позиции ЕС на международной арене, позволив ему формировать наиболее благоприятный для себя мировой порядок через такие международные правительственные организации как Мировой Валютный Фонд, Всемирный Банк, Всемирная Торговая Организация и т.п.
На данный момент отсутствие эффективных механизмов глобального регулирования, а также концентрация на проектах внутри объединения, в частности, расширение на Восток, привело к тому, что оно стало уступать место «новым» экономикам – Китаю, Индии, Бразилии. Противоречия во взаимоотношениях со стратегическими партнерами, заключающиеся в экономическом сотрудничестве и политических разногласиях, создают сложности в определении нового вектора развития Европейского Союза.