Scientific journal
Название журнала на английском

1
1

В наше время все больше поднимается вопрос положительной или отрицательной роли глобализации и интеграции, их влияния на политическое устройство мира. В данной статье проводится анализ трех уровней реализации экономической политики ЕС после его оформления как политического союза, а также проводится сравнительный анализ данных процессов на основе конкретных примеров, практического воплощения политики Евросоюза.

В начале нового столетия в мире в связи с активным развитием мировой экономики произошла переустановка системы социально-экономических и научных ценностей, в результате которой ускорился процесс глобализации. Все аспекты человеческой деятельности стали подвергаться рассмотрению и анализу в глобальном масштабе. Волна интеграционных процессов, начавшаяся еще в XX веке, привела к появлению множества различных надгосударственных объединений. Одним из таких и стал Европейский Союз.

Несмотря на стремление стран-членов задействовать интеграционные механизмы во всех сферах общественной жизни, на первое место часто выходят национальные интересы. Соответствующие документы ЕС содержат пункты, позволяющие странам принимать решения в пользу приоритетов государства. Безусловно, подписание Лиссабонского договора [4] в 2007 г. ознаменовало начало нового этапа – развитие ЕС как политического союза. Так, вследствие внесения изменений в Маастрихтский договор 1992 г. Европейский союз получил правосубъектность. Чтобы построить устойчивое экономическое пространство, на протяжении всей истории создания союза, государства-члены унифицировали в странах Еврозоны валютную политику, в дальнейшем, они также были вынуждены перевести в совместное управление такие вопросы бюджетной политики как либерализация торговли внутри Союза и торговая политика с третьими государствами, установление совместного контроля над картелями, слияниями и поглощениями, общая политика в области конкурентоспособности и т.д. Тем не менее, на данный момент имеется четкое разграничение между бюджетом ЕС и государственными бюджетами стран-членов. К тому же, доля общего бюджета составляет всего лишь 1,24 % ВНП европейских стран [1]. На протяжении всего пути развития ЕС главной целью была реализация проекта общего рынка европейских стран, единого торгового союза, а решение вопросов в области макрорегулирования всегда было второстепенным. Поэтому договоры, которые затрагивают непосредственно бюджетную политику, не содержат общих направлений развития. Несмотря на то, что в Протоколе о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов [5] описываются ограничения для стран-членов, многие страны пренебрегают данными ограничениями, вследствие чего бюджетный дефицит в странах евро зоны увеличивается. В таблице ниже мы можем наблюдать ситуацию, сложившуюся с 1997 по 2008 г. Исходя из информации из таблицы [2], мы видим, что бюджетная политика остается децентрализованной, решения, в основном, принимаются отдельными странами, а общий бюджет Союза обслуживает, в большей степени, само функционирование организации, а не общенациональные вопросы.

Тенденция к сохранению национального фактора прослеживается также и в системе законодательного устройства ЕС. Существует превентивный механизм, который позволяет в случае нарушения законопроектом общих принципов субсидиарности стране-члену ЕС отложить и пересмотреть данный законопроект, а в некоторых случаях снять его [6].

Бюджетный дефицит в странах Еврозоны 1997-2008 [2]

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Бельгия

-2,3

-0,9

-0,6

0

0,4

-0,1

-0,1

-0,3

-2,7

0,3

-0,2

-1,2

Болгария

                   

0,1

1,8

Чехия

             

-3

-3,6

-2,6

-0,7

-2,1

Дания

-0,5

0,1

1,5

2,4

1,5

0,3

0,1

2

5,2

5,2

4,5

3,4

Германия

-2,6

-2,2

-1,5

1,3

-2,8

-3,7

-4

-3,8

-3,3

-1,6

0,2

0

Эстония

             

1,6

1,6

2,3

2,6

-2,7

Ирландия

1,1

2,4

2,7

4,8

0,9

-0,4

0,4

1,4

1,7

3

0,3

-7,2

Греция

0

0

0

-3,7

-4,5

-4,8

-5,6

-7,5

-5,2

-2,9

-3,7

-7,7

Испания

-3,4

-3,2

-1,4

-1

-0,6

-0,5

-0,2

-0,3

1

2

1,9

-4,1

Франция

-3,3

-2,6

-1,8

-1,5

-1,5

-3,1

-4,1

-3,6

-2,9

-2,3

-2,7

-3,4

Италия

-2,7

-2,8

-1,7

-0,8

-3,1

-2,9

-3,5

-3,5

-4,3

-3,3

-1,5

-2,7

Кипр

             

-4,1

-2,4

-1,2

3,4

0,9

Литва

             

-1

-0,4

-0,5

-0,3

-4,1

Латвия

             

-1,5

-0,5

-0,4

-1

-3,2

Люксембург

3,7

3,4

3,4

6

6,1

2,1

0,5

-1,1

0

1,3

3,7

2,5

Венгрия

             

-6,4

-7,9

-9,3

-5

-3,8

Мальта

             

-4,7

-2,9

-2,6

-2,2

-4,7

Нидерланды

-1,2

-0,9

0,4

2

-0,2

-2,1

-3,1

-1,7

-0,3

0,5

0,2

0,7

Австрия

-1,8

-2,4

-2,3

-1,7

0

-0,7

-1,4

-4,4

-1,6

-1,6

-0,6

-0,4

Польша

             

-5,7

-4,1

-3,6

-1,9

-3,6

Португалия

-3,5

-3,4

-2,8

-2,9

-4,3

-2,8

-2,9

-3,4

-6,1

-3,9

-2,6

-2,7

Румыния

                   

-2,5

-5,5

Словения

             

-2,2

-1,4

-1,3

0

-1,8

Словакия

             

-2,4

-2,8

-3,5

-1,9

-2,3

Финляндия

-1,3

1,6

1,6

6,9

5

4,1

2,6

2,4

2,8

4

5,2

4,5

Швеция

-1,5

1,1

1,3

3,7

1,6

-1,2

-0,9

0,8

2,3

2,5

3,8

2,5

Великобритания

-2,2

-0,1

0,9

3,6

0,5

-2

-3,3

-3,4

-3,4

-2,7

-2,7

-5

Хорватия

0

0

0

0

0

-4,1

-4,5

-4,3

-3,5

-3

-2,5

-1,4

страны

Европейского

Союза (27)

-2,6

-1,9

-1

0,6

-1,4

-2,5

-3,1

-2,9

-2,4

-1,4

-0,8

-2,3

Источник: Гилева А.А. Развитие Европейской экономической интеграции: от единой валюты к единому бюджету Европейского Союза // Проблемы современной экономики. 2010.

Другим уровнем сотрудничества и взаимодействия стран в рамках Европейского Союза является региональный. Ярким примером здесь служит политика в предпринимательской сфере, а именно в области развития малого и среднего бизнеса. Страны-члены, особенно страны Западных Балкан, переживают существенные экономические трудности, такие как высокий уровень безработицы, недостаточный приток иностранных инвестиций, сложности в налогово-бюджетной сфере. Развитие малого и среднего бизнеса, который обладает гибкой системой управления, может способствовать преодолению вышеперечисленных экономических проблем. Выработка «Плана по предпринимательству 2020» запустила сотрудничество европейских стран в таких областях как обучение предпринимательской деятельности, принятие мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса [7, 8]. В рамках данного плана была образована группа «Укрепления бизнеса свободных профессий» для проведения совещаний с целью выявления проблем по поддержке позиций МСП. В целом, можно сказать, что европейская региональная политика основывается на тезисах, в соответствие с которыми «экономически более развитые и богатые страны должны проявлять солидарность с более бедными» [3, с. 4].

Нельзя не отметить и чрезвычайно важную роль ЕС в развитии процесса глобализации экономики. Начавшаяся еще в середине ХХ века экономическая интеграция в Европе послужила отправной точкой запуска этого процесса по всему миру. Расширение ЕС преследовало целью не только преуспеть в борьбе за рынки сбыта, но и укрепить свои геополитические и экономические отношения со странами, не входящими в зону Евросоюза. Помимо этого, рост стран-членов усилил позиции ЕС на международной арене, позволив ему формировать наиболее благоприятный для себя мировой порядок через такие международные правительственные организации как Мировой Валютный Фонд, Всемирный Банк, Всемирная Торговая Организация и т.п.

На данный момент отсутствие эффективных механизмов глобального регулирования, а также концентрация на проектах внутри объединения, в частности, расширение на Восток, привело к тому, что оно стало уступать место «новым» экономикам – Китаю, Индии, Бразилии. Противоречия во взаимоотношениях со стратегическими партнерами, заключающиеся в экономическом сотрудничестве и политических разногласиях, создают сложности в определении нового вектора развития Европейского Союза.