На сегодняшний день импортозамещение переходит из разряда наиболее обсуждаемых и важных тем в сферу практического применения и использования в органах власти и управления. В данной статье дается анализ процессе импортозамещенияПО в государственном секторе. Исследованы основные этапы становления системы импортозамещения, а также наиболее важные характеристики. Отмечено, что современный этап развития сферы государственного управления обусловлен нарастающим влиянием информацизации, что обуславливает необходимость использования ПО.
В период сложной экономической и политической ситуации в стране и в мире, в частности введения ряда санкционных мероприятий относительно России, органы власти и управления российского государства стали задумываться обизменений стратегии развития IT-ландшафта отечественной промышленности. В период введения санкций относительно ведения бизнеса с зарубежными компаниями, вся совокупность усилий отечественных производителей была брошена на минимизацию негативных эффектов от технологической блокады.
Для успешного государственного развития органы власти и управления должны координировать и регулировать наиболее значимые и приоритетные сферы развития. Одной из подобных сфер является сфера импортозамещения и регулирования рынка программного обеспечения.
Проводя анализ процессаимпортозамещения в Российской Федерации, стоит отметить, что процесс импортозамещения программного обеспечения в органах государственной власти и местного самоуправления прошел несколько этапов, рассмотрим некоторые из них.
На первоначальном этапе в 2015 году органами власти была осознана необходимость процесса импортозамещения, в результате чего принято Постановление Правительства № 1236 от 16.11.2015 [1], которое установило запрет на закупки иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд.
Следующим этапом развития стала разработка Приказов Минкомсвязи № 334 от 29.06.2017 и № 335 от 04.07.2018. Данные приказы содержали информацию относительно процесса перехода на использование отечественного ПО.
В 2017 году был снят запрет на допуск программного обеспечения, которое было произведено на территории государств, входящих в Евразийский экономический союз.
На современном этапе развития в развития в реестре зарегистрировано более 6500 российских программных продуктов. Кроме этого, осенью 2020 года были введены новые правила формирования реестра российского ПО. Одно из подобных нововведений предполагает, что софт, который разрабатывает для используется и разрабатывается для нужд государственных органов и корпораций, не может быть включен в перечень государственных закупок.
Вследствие этого, полагаем, что актуальность современного распространения процесса импортозамещения охарактеризована еще и тем фактом, что в 2019 году впервые за несколько лет сократился уровень импортозамещенияПО с 62 % до 55 %. Кроме этого, подобное сокращение наблюдалось и на уровне государственных компаний и корпораций. Данные показатели существенно повлияли на выстраивание политики государственных органов власти по активизации импортозамещенияПО.
В этом году должна завершиться госпрограмма импортозамещенияПО в госсекторе. Ее сроки периодически сдвигают, так как министерства и ведомства за ними не успевают. По данным SearchInform, в госсекторе ничего пока не замещали 47 % опрошенных. «В коммерческом секторе лишь для трети опрошенных компаний актуален вопрос импортозамещения – это крупные организации с госучастием. Из них 43 % еще ничего не замещали, а активно процесс идет у половины опрошенных. Таким образом, за первоначально установленными сроками в рамках импортозамещения успевает только каждая десятая компания» [3].
Можно отметить, что на сегодняшний день импортозамещение переходит из разряда наиболее обсуждаемых и важных тем в сферу практического применения и использования в органах власти и управления. На рынке уже существует множество решений и альтернатив западным ПО, которые отнюдь не уступают по характеристикам. Так поданныхTAdviser на территории Ивановской области в ноябре 2020 года начался перевод ИТ-инфраструктур на операционные системы и иные программные продукты отечественного производства.
Фундаментом процесса импортозамещения на территории России должна являться операционная система, которая опирается на отечественный репозиторий и особую технологию сборки ПО.
Согласно рекомендациям Минкомсвязи уже в 2021 году доля каждого из типов российского ПО в закупках государственного и муниципального сектора должна составлять более 80 %, а именно (рисунок).
Планируемая доля ПО в закупках госсектора в 2021 [4]
Несмотря на позитивные тенденции в сфере импортозамещения, конкретные достижения пока наблюдаются только в отдельных сферах, например, в образовании, оборонной промышленности, безопасности, а вот говорить о решениях для массового рынка пока рано. Другой вопрос, кому легче внедрить отечественные IT-решения: бизнесу или государственным организациям. Госсектор тестирует продукты в разных регионах, однако о формировании единого мнения говорить преждевременно, поскольку каждый регион имеет свою специфику. Бизнесу приходится сложнее: на первое место выходит стоимость владения ПО в связке с доказанной функциональностью. И тут коммерческим предприятиям приходится оценивать, какова будет экономическая эффективность от перехода на отечественные продукты [5].
Таким образом, полагаем, что следует иметь в виду, что в течение долгого времени всем участникам системы – заказчикам, предприятиям, госсектору придется работать в разнородном пространстве, где есть, например, Российские операционные системы, Windows, процессоры Intel, Эльбрус или Байкал. Экономике страны нужно время, чтобы «свыкнуться» с процессами импортозамещения и цифровизацией. Таким образом, для успеха импортозамещения в стране должны сформироваться системы связей – горизонтальных и вертикальных.