Scientific journal
Название журнала на английском

1
1

Для нашей статьи особый интерес вызывает дошкольный период раннего детства, который в психологии определяется как ранний возраст. Проблема адаптации ребёнка к дошкольным учреждениям возникла с самого начала их существования и сейчас остаётся актуальной в нашем современном мире. В наше время проблема социального развития дошкольника становится действительно актуальной, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования считается создание условий социальной ситуации развития детей раннего возраста, открывающей перед ребёнком возможности позитивной социализации, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития творческих способностей и инициативы детей на базе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с детьми и взрослыми в зоне его ближайшего развития. В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблему социальной адаптации детей раннего возраста в контексте современных требований.

Проблема социального развития детей дошкольного возраста очень актуальна, т.к. основной установкой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывая тем самым возможности позитивной социализации дошкольника. Социализация детей раннего возраста довольно длительный и многоплановый процесс. При более успешном протекании адаптационного процесса ребёнок пытается принимать на себя определённую роль, отображаемую обществом и постепенно, шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. В педагогике такие особенности называются факторами социализации.

Что же мы вкладываем в понятие «социализация»? Российский психолог Р.С. Немов считал, что «социализация – это процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта», а следовательно в период адаптации малыш становится культурным, воспитанным и образованным членом общества.

На этапе раннего дошкольного возраста социальная ситуация характеризуется через распад совместной деятельности ребёнка и взрослых. Ребёнок с помощью сюжетно-ролевой игры открывает для себя мир человеческих взаимоотношений. В игре ребёнок воспроизводит действия взрослых и через это повторение реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц для ребёнка, в который начинают входить сверстники как партнёры по игре.

Важным аспектом можно считать при социализации к новым условиям детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение будет опора на ведущий вид деятельности детей – игра, которая является основой становления личности ребёнка. Научные исследования последних лет В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, В.И. Ковалько и других показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского и опыта является открытость в общении, желание познавать новое, доверие к миру. Эмоциональная жизнь у детей начинает формироваться в раннем возрасте и во многом определяется будущими социальными условиями. Отрыв от дома и родных при поступлении в детский сад, знакомство с незнакомыми для ребёнка людьми может стать для него серьёзной психологической травмой. Для того, чтобы избежать психологической травмы в период адаптации необходимо проникнуть маленький мир ребёнка и содействовать более комфортному, бестравматичному привыканию ребёнка к новым социальным условиям.

Обратимся к учению отечественных исследователей, занимавшихся проблемами адаптации детей раннего возраста и особенностями социализации детей Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Р.В. Тонковоа-Ямпольская, они выделяли всю сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для более успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребёнка. В основе адаптационной деятельности заложен принцип триединого представления о здоровье: единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Важно отметить, что особую роль по адаптации детей к условиям детского сада нужно отвести таким психолого-педагогическим условиям, которые помогают сохранить уникальность и самоценность раннего детства. Начальным этапом деятельности является повышение компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. С первого дня посещения ребенком дошкольного учреждения, педагог и родители должны наблюдать за поведением и состоянием психологического здоровья детей, как дома, так и в детском саду. Следующим этапом работы в период адаптации является создание максимально благоприятного микроклимата в группе, таким образом, ребёнок входит в культуру того общества, в котором растёт. При помощи взрослых, а так же самостоятельно он открывает грани дозволенного, пытается понимать и оценивать суть собственных поступков и поступков других детей. Ребёнок так же сам стремится понять окружающий его мир, через наблюдение за миром взрослых, многое запоминает: взаимоотношения людей, их оценку происходящего, отношение к нему взрослых, что непременно сказывается на самооценке малыша, стимулирует его социальное развитие. Следовательно, можно прийти к такому заключению, что успешность социализации проявляется в проявлении у ребёнка положительных личностных качеств. Этот процесс устанавливается между ребёнком и взрослым и является характером взаимоотношений. Выраженная симпатия друг к другу, устойчивые положительные эмоции и удовлетворение познавательной потребности малыша способствуют успешной социализации. Данные условия выполнимы в случае, когда любимые взрослые находятся рядом. Радость общения с ними, их любовь делают процесс социализации ребёнка более успешным и быстрым.

Таким образом, задача педагогического воспитания сводится к тому, чтобы выстроить эффективную работу с детьми по стандартам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: предоставлять ребёнку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Для педагогов стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, а на формирование у детей быстро ориентироваться к новым ситуациям. Поэтому формирование положительных качеств личности возможно только через позитивную социализацию.