В настоящее время значимость медицинской сестры, как важной профессиональной единицы в образовательном учреждении, недооценена. Реформа здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом звене (укрупнение), в частности отделения профилактики муниципальных поликлиник, где на одну медицинскую сестру отделения профилактики приходится до 3 – 4 зданий дошкольно-школьного образовательного отделения, только подтверждает эту гипотезу. Деятельность медицинских сестер при таком условии труда сводится до минимального функционала, не дает углубиться в проблемы детей разных возрастных групп, наладить доверительный контакт, профилактировать заболевания на должном профессиональном уровне. Между тем и уровень компетенций медицинской сестры недостаточен для деятельности и погружения в работу дошкольно-школьного звена. Уровень доверия среди родителей учащихся к медицинской сестре, как к профессионалу, низок.
Задаваясь вопросом: «Кто же ты, современная медицинская сестра ДШО?» необходимо определить ее актуальный функционал. Посмотрим, как характеризуют школьную медицинскую сестру за рубежом.
«Школьная медицинская сестра – специалист, который занимается профилактикой заболеваний и поддерживает здоровье учащихся, способствует оптимальному развитию и общей успеваемости. Школьные медицинские сестры руководствуются в работе этическим кодексом и доказательной медициной, являются лидерами, которые объединяют здравоохранение и образование, обеспечивают координацию ухода, выступают за качественный уход, ориентированный на учащихся.
Профессиональная школьная медицинская сестра укрепляет здоровье в школе и сообществе, проводя оценку состояния здоровья, оценку питания, периодические медицинские осмотры, консультации по вопросам здоровья, консультации, направление и последующее наблюдение при подозреваемых или подтвержденных проблемах со здоровьем, оказывает неотложную медицинскую помощь, а также мероприятия по укреплению здоровья и просвещение для снижения рискованного поведения. Школьная медицинская сестра может проводить как формальные презентации в классе, так и неформальные занятия в малых группах или один на один.
Школьные медицинские сестры сотрудничают и работают с родителями, учителями, школьными социальными работниками, школьными консультантами, школьными психологами и другими поставщиками медицинских услуг для разработки индивидуальных планов медицинского обслуживания, определения доступных ресурсов здравоохранения и определения потребности в направлениях к специалистам по медицинскому обслуживанию для решения конкретных проблем со здоровьем, обнаруженных в ходе обязательных проверок и оценок состояния здоровья».
Можно выделить несколько направлений работы школьной медицинской сестры:
1. Профилактическая. Включает:
– иммунизацию;
– выявление детей из групп риска, разработку индивидуальных карт профилактики заболеваний у детей из групп риска;
– профилактику заноса инфекционных заболеваний в коллектив;
– соблюдение гигиенических норм обучения.
2. Психолого-социально-просветительская. Включает:
– повышение уровня осведомленности об инфекционных заболеваниях и профилактической иммунизации;
– индивидуальная или групповая работа с учащимися и их родителями по различным актуальным темам и т.д.
3. Координационная:
– выявление проблем, направление на дополнительную консультацию в компетентные структуры здравоохранения или социальной защиты, координация учащегося (законного представителя) с организацией.
4. Управленческая:
– планирование своей работы, формулирование задач, организация эффективного взаимодействия с персоналом школы или детского сада, мотивирование родителей и учащихся на плодотворное сотрудничество, контроль запущенные ею процессов.
5. Лечебная:
– оказание неотложной помощи;
– медикаментозная терапия у детей с обострением хронических заболеваний, по назначению лечащего врача.
6. Педагогическая:
– обучение самоуходу и самоконтролю заболевания детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, бронхиальная астма и т.д.).
Очевидно, что специалист с таким широким функционалом должен обладать глубокими профессиональными знаниями и компетенциями, чему на данный момент специалисты в сфере школьной медицины не обладают в связи с отсутствием должного образования, личностных качеств, отсутствия запроса на вышеописанный функционал от руководителей образовательных учреждений, родителей обучающихся.
Тем не менее в августе 2020 года был опубликован Министерством труда и социальной защиты профессиональный стандарт специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях, что дало возможность задуматься руководителям здравоохранения об эффективности работы школьных медицинских сестер в реалиях действующей структуры амбулаторно-поликлинического звена.
Так какой же образ современной школьной медицинской сестры? Это медицинская сестра с высшим сестринским образованием, глубокими клиническими знаниями, способная к самостоятельной работе, умеющая доступно донести информацию, обладающая высокими коммуникативными навыками, руководствующаяся принципами доказательной медицины и медицинской этики.