Scientific journal
Название журнала на английском

1, 2 1, 2
1
2

В статье рассматривается понятие интеллекта, как психологической способности любого человека, связанной с адаптацией к новым условиям посредством как обучения, так и со способностью ассимилировать жизненный опыт. Показана роль организованного обучения, где используются теоретические знания как для дальнейшего их применения на практике, так и для коррекции поведения и адаптации к окружающей среде; выявлены уровни интеллектуального развития в экспериментальном классе, представлена структура формирующего исследования, включающая систему упражнений; доказывается результативность систематической работы по развитию интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие является важнейшим фактором реализации всех видов деятельности человека. Интеллект – это психологическая способность любого человека, связанная с адаптацией к новым условиям посредством как обучения, так и связанная со способностью ассимилировать жизненный опыт. Младший школьный возраст характеризуется высоко прогрессирующим интеллектуальным развитием. В России проблемами развития интеллекта занимались – М.А. Холодная [6], в частности в ходе развивающего обучения В.В. Давыдов [1], Занков Л.В. [3], Зак А.З. [2], Тихомирова Л.В.[5]. Исследования психологов доказали значимость начальной школы для интеллектуального развития ребенка. Необходимо так же учитывать взаимосвязи развития интеллекта с проблемами неуспеваемости младших школьников – О.Л. Никольская [4].

Целью экспериментальной работы являлось изучение проблемы интеллектуального развития, как основы успешного обучения младших школьников, для определения которого провели необходимую диагностику (методика Э.Ф. Замбицявичене, состоящая из 4 субтестов). Были выявлены особенности дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запас знаний испытуемых; характер операций обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений; способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями; особенности умения обобщать.

Исследование было реализовано на базе МБОУ НОШ с. Хову-Аксы в 4 «А» классе (22 ученика). Проанализировав ответы детей на тест, получили следующие результаты: I уровень – 18 % (4 человека); II уровень – 64 % (14 человек); III уровень – 14 % (3 человека); IV уровень – 4 % (1 человек). Исходя из полученных нами данных в экспериментальном классе, мы можем сделать вывод о том, что у большинства учеников в классе преобладает средний уровень интеллектуального развития. Нами разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на повышение уровня интеллектуального развития и способствующий улучшению успеваемости: задания и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия. Широко использовались наглядные материалы, игры, ребусы, кроссворды, считалки, скороговорки, так же задания, предполагающие самостоятельную работу, работу в парах и работу в группе. Данная система упражнений служила дополнением к ООП начального общего образования. На контрольном этапе эксперимента стало очевидным, что проведенная работа принесла положительные результаты – существенно повысился уровень познавательной активности детей на 11 % (до 25 %), лишь 18 % детей имеют низкий уровень. Следовательно, разработанная и апробированная система упражнений и заданий для обучающихся 4 «а» класса действительно способствовала развитию как интеллектуальных способностей, так и повышению уровня обученности.

Полученные результаты предоставили возможность подтвердить характер влияния уровня интеллектуального развития на уровень успеваемости младших школьников. Действительно повышение уровня интеллекта неизменно приводит к улучшению успеваемости учащихся.