Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

В современном этапе развития системы образования отмечаются ее качественны преобразования. При этом отмечается принципиально новое содержание образовательных стандартов, в которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. И среди них большую роль играют интеллектуальные способности.

Актуальность темы заключается в том, что необходимо рассмотреть проблему эффективности педагогического процесса с точки зрения раскрытия способностей ребенка

Цель исследования заключается в выявлении влияния настольных игр на формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте участвовали тридцать детей старшей группы (от 5 до 6 лет), поделенной на контрольную и экспериментальную. Работа состояла из трех этапов. Каждый этап преследовал свои цели.

Для выявления уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, мы провели констатирующий этап, который направлен на выявления уровня интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Был использован комплект тестовых методик Р.С. Буре, включающий 5 субтестов (заданий), каждый из которых представляет собой мыслительные задачи с целью выявления уровня развития интеллектуальных способностей [1].

На основе сравнительного анализа результатов по всем субтестам если общий уровень сформированности интеллектуальных способностей детей экспериментальной и контрольной групп. На основании подсчета средних результатов анализа по всем субтестам разделили испытуемых на три группы детей, обладающих своей спецификой в сформированности интеллектуальных умений. В экспериментальной группе эти показатели же. Высокий уровень сформированности интеллектуальных способностей – 2,7 %, средний уровень – 30,7 %, низкий уровень – 66,6 %. То есть, общий уровень сформированности интеллектуальных способностей в контрольной группе выше на 7,6 %, так как в ней 12 % детей с высоким уровнем, со средним уровнем – 29 %, а количество детей с низким уровнем – 59 %.

Таким образом, общие результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы: большая половина детей из обеих групп имеют низкий уровень сформированности интеллектуальных способностей: в экспериментальной группе – 66,6 %, в контрольной группе – 59 %; обследованные нами дети 5-6 лет затрудняются анализировать, систематизировать, делать логические рассуждения, умозаключения, выводы, причем большинство детей имеют затруднения в выполнении задания с вербальными аналогиями, которое связано с неумением находить закономерности, общие признаки предметов и явлений; при выполнении диагностических заданий некоторые дети часто отвлекались, отмечены случаи отказа от заданной работы в связи с такими ситуациями как: не понравилось то место на котором сидит, будет работать только в том случае если посадят рядом с кем-то, не хочет выполнять потому, что у него все равно не получится, такие отказы можно объяснить о – разному, учитывая индивидуальные особенности, низкую самооценку Ребенка, семейные обстоятельства и т.д.; но основная масса детей работала увлеченностью и с большим интересом.

На формирующем этапе нами была реализована программа развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях кружка «Мир настольных игр». В практической части нами использована система настольных игр, направленная на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. По пяти блокам, всего в системе подобрано 20 игр.

1 блок. Игры на развитие умение сравнивать.

2 блок. Игры на выделение существенных признаков предметов.

3 блок. Игры на обобщение.

4 блок. Игры на классификацию.

5 блок. Якутские настольные игры.

Для интеллектуального развития старших дошкольников нами разработаны и реализованы следующие психолого-педагогические условия этой работы.

1. Активизация интеллектуальной деятельности детей путем остановки разнообразных творческих познавательных задач.

2. Применение на занятиях различных игровых заданий поисково – творческого типа.

3. Развитие у старших дошкольников самостоятельности мыслительных действий.

4. Использование в играх рациональных приемов мышления.

Форма проведения занятий кружка «Мир настольных игр» определялись возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала: беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; игра; групповые игры; соревнования.

Методы проведения занятий: словесный – рассказ, беседа, объяснение; наглядный – иллюстрация примерами, демонстрация игровых правил на столе; практический – упражнение, тренинг, решение игровых задач, работа над ошибками.

Методы организации интеллектуальной деятельности детей: – создание детского объединения внутри коллектива – групп консультирования; – привлечение к работе, связанной с проведением соревнований с выездом в другие детские сады, родителей – связь с общественными организациями.

Оборудование, материалы для кружка:

– учебный кабинет со столами и стульями по требованиям санитарных норм и правил;

– комплекты игр;

– дополнительные игровые атрибуты.

В контрольном этапе была проведена повторная диагностика на определение динамики развития интеллектуальных способностей у детей.

В результате использование настольных игр для формирования интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на развитие ребенка. Благодаря применению настольных игр, большинство детей научились:

– выявлять закономерности, общие признаки предметов, устанавливать конкретные связи и зависимости между предметами и явлениями;

– овладели навыками прямого и обратного счета, умениями в сравнении предметов по их существенным признакам.

Дети контрольной группы показали прежние результаты, так как с ними занятий не проводилось

Таким образом, настольные игры действительно помогают развивать интеллектуальные способности детей.