Scientific journal
Название журнала на английском

1 1 1 2
1
2

Изучение мотивации человека в психологии началось достаточно давно, но как отмечают многие авторы данная проблема имеет много противоречий. Одним из противоречий изучения мотивации является различие в определениях и понятиях используемых психологии для таких терминов как мотив, мотивация, потребности.

Мотивацию следует рассматривать как источник активности, систему факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена, но и фактором, который влияет на характер протекания процессов спортивной деятельности и спортивный результат [2].

Поэтому изучение мотивации должно стать необходимым условием управления деятельностью спортсменов.

Мотивация спортивной деятельности являют отправной точкой начала спортивной деятельности, без нее спортивная деятельность не может осуществляться.

На протяжении спортивной карьеры может меняться как роль конкретных мотивов спортсменов, так и доминирование этих мотивов, так же может и меняться мотивация спортсменов в целом.

Ф. Хоппе писал о стремлении к достижению успеха или о мотиве достижения успеха [20], Д. Макклелланд говорил, что стремление добиваться успеха в различных видах деятельности, это устойчивая потребность индивида [1].

Мотив стремления к успеху рассматривают как стремление к переживанию удовольствия и гордости при достижении желаемого результата. Мотив избегания неудач, рассматривают, как тенденцию отвечать чувством стыда и унижения на переживаемую неудачу.

Авторы по разному рассматривают стремление к успеху и избегание неудач. Д Аткинсон говорит, что это разные полюса мотива достижения, когда человек стремится к успеху он не испытывает страх перед неудачей, а если он стремится избежать неудачи, то у него слабо выражен мотив достижения успеха [1].

Другие говорят, что стремление к успеху может сочетаться и со страхом неудачи, особенно если неудача приводит к тяжелым последствиям. Есть данные, что между стремлением к успеху и избеганием неудач может быть положительная связь. Речь идет о превосходстве у одного субъекта стремления к успеху или избеганию неудач при наличии обоих этих мотивов.

Личности, ориентированные на успех выбирают задачи средней трудности, они уверенны в успехе задуманного, они всегда в поиске информации, решительны в ситуациях неопределенности, могут взять на себя ответственность, проявляют настойчивость при достижении цели, уровень притязаний в соответствии с исходом ситуации. Задачи, которые кажутся им очень легкими, не принесут им чувства удовлетворения и успеха, а при выборе слишком трудных задач – возрастает вероятность неуспеха, поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе задач средней тяжести успех или неудача становятся равновероятными, исход зависит только от усилий, приложенных человеком.

Личности со склонностью избегания неудачи собирают информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они берутся за решение очень легких задач, где гарантирован успех и за решение трудных, тогда неудача не будет восприниматься как личный неуспех.

Теория самодетерминации – это социальная когнитивная теория мотивации и личности человека, которая дифференцирует мотивацию с точки зрения автономности и контроля. Теория самодетерминации или самоопределения предполагает, что развитие происходит через активность человека, а так же благодаря внутренней мотивации. Чтобы эти процессы действовали эффективно, должны удовлетворяться доминирующие психологические потребности человека. В качестве таких психологических потребностей авторы выделили – потребность в компетентности, потребность в автономии и потребность в значимых отношениях с другими людьми [2].

– Важность автономии отражает степень, в которой люди чувствуют себя волевыми и ответственными за свое поведение.

– Важность в компетентности касается степени, в которой люди могут проявить свои способности.

– Важность значимых отношений с другими людьми – это то, в какой степени люди чувствуют связь с другими в своей социальной среде.

Таким образом, в теории самодетерминации выделено три основные психологические потребности, необходимые для оптимального развития и функционирования человека, а именно автономность, компетентность и значимые отношения.

Авторы теории самодетерминации три основных типа мотивации, которые по–разному будут влиять на поведение человека.

Внутренняя мотивация – это процесс деятельности, который связан с переживаниями радости и получения удовольствия, практически без внешнего стимулирования или вознаграждения, в то время как внешняя мотивация – это деятельность, которая осуществляется под влиянием внешних факторов и стимулов, таких как получение вознаграждений или избегание наказаний.

Например, спортсмен может стремиться перейти в более успешную спортивную команду, чтобы увеличить свои шансы на выигрыш призов (внешняя мотивация) или потому, что он ставит новые цели и мотивирован на преодоление трудностей и достижение более высоких результатов (внутренняя мотивация).

Кроме внешней и внутренней мотивации выделяется еще и амотивация, под которой понимают отсутствие желания или намерения выполнять деятельность.

Внешняя мотивация может быть разбита на различные категории. Это внешнее регулирование, когда поведение контролируется внешними стимулами, такими как награды или наказания, бессознательное регулирование, опосредованное установками родителей, когда идет ориентация в поведении на внешние источники неодобрения или подкрепления с внешней стороны, либо осознанная ориентация в поведении на личные привилегии или выгоды от деятельности. Эти мотивационные состояния могут оказывают различное влияние на цели, аффекты и поведение человека.

Проведенные исследования в рамках спортивной деятельности доказывают, что внешние награды могут при определенных обстоятельствах снижать внутреннюю мотивацию. Например, исследование студентов–спортсменов выявило, что те кто получали спортивные стипендии, имели более низкий уровень внутренней мотивации, чем те, которые не получали стипендий. Изменения в сторону внешней мотивации происходит в силу того, что стипендия часто может восприниматься как контроль за поведением спортсменов, а это ведет к снижению у них чувство независимости или автономии и, как следствие, снижает их внутреннюю мотивацию [3].

Кроме того есть исследования доказывающие, что положительная / отрицательная обратная связь, конкуренция (фокус на выигрыш) и целевые ориентации также могут влиять на автономное поведение (внутренняя мотивация) за счет их влияния на основные психологические потребности.

Так, если идет внешний контроль со стороны тренера, то у спортсмена не формируется уверенность в себе, что ведет к психологическому истощению в молодежном спорте.