В последние годы проблемы этнокультурного воспитания приобретают особую значимость и актуальность. В условиях полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении истории каждого народа язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества.
В литературе этнокультурное воспитание рассматривается как процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта.
Важность решения проблемы этнокультурного воспитания школьников находит отражение в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. Младший школьный возраст – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому, именно в младшем школьном возрасте, правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций в соответствии с устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое.
Понятие «этнокультура» сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом достаточно четкого определения. Поэтому данный термин встречается чаще в современных исследованиях.
Этническая культура включает в себя язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.
Проблема этнокультурного воспитания нашла свое отражение в ряде исследований ученых-теоретиков и педагогов-практиков: Т.И. Баклановой, В.Г. Волкова, Л. И. Васеха, Е.В. Ершовой, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др. Известен исследовательский опыт А.Б. Афанасьевой, Т.Ф. Бабыниной, Е.С. Бабуновой, Э.Ф. Вертяковой, Г.И. Губа, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой, А.Б. Панькина, О.Н. Степановой и др.
Анализ литературы по проблеме этнокультурного воспитания позволил нам рассматривать этнокультуру как культуру конкретного этноса, где происходит сохранение этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта.
Таким образом, основываясь на современных подходах в определении понятия «этнокультура», можно сделать вывод, что она неизменна в своих проявлениях, так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена различным изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной мудростью. Этнокультурное воспитание представляет собой сложное социально – педагогическое явление. Оно базируются на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Содержащийся в нём региональный этнокультурный образовательный компонент должен рассматриваться как необходимый структурный элемент социально-культурной сферы.
Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.
К основным задачам этнокультурного воспитания можно отнести: воспитание толерантной личности в межэтнической среде; создание условий включения личности в собственную культуру и усвоение ее традиций вместе с формированием основы для взаимного уважения представителей различных этнических групп; создание условий для стремления к знанию национального и государственного языков, что позволяет быть одновременно и членом отдельной группы, и чувствовать себя гражданином своего государства.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является, в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие.
Ряд авторов рассматривают этнокультурное воспитание как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры.
Вопросы этнокультурного образования и воспитания школьников находят отражение в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. Во втором разделе стандарта, касающегося личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлено следующее содержание:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Изучив литературу по проблеме этнокультурного воспитания и нормативно-законодательные документы, мы определили принципы, на которых основывается содержание этнокультурного образования в начальной школе: принцип природосообразности (учет природных задатков ребенка, возрастных, психологических, физиологических, половых и других особенностей); принцип культуросообразности (опора на многовековые общечеловеческие ценности, на позитивные традиции национальных культур); принцип толерантности (обеспечение условий для формирования терпимости и понимания иного образа жизни, обычаев, вероисповедания, национальных особенностей, осознание необходимости диалога культур разных народов); принцип гуманизма (ориентация на становление положительного отношения и уважения к семье, человеку, природе, окружающему миру, основывающихся на таких ценностях, как любовь, доброта, ответственность); принцип патриотической направленности (формирование чувства любви к своей малой и большой Родине, готовности подчинить их интересам свои личные интересы, идентификация себя с Россией, народами России, гордость за достижения своего Отечества); принцип личностно-ориентированного подхода (создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в образовательной деятельности, для свободного межличностного общения, моральное поощрение творческого подхода, инициативности).
В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей младшего школьного возраста в ходе экспериментального исследования нами были взяты следующие:
– ценностно-смысловое отношение к национально-культурным традициям (этническая осведомленность: знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа, интерес к этнической принадлежности, система личностных ценностных ориентаций, в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе),
– положительное эмоционально-оценочное восприятие национально-культурных особенностей (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность),
– коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым национальным образцам (ориентация на лучшие черты национального характера, действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности),
– креативность (целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа (способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть новое в стандартной этнокультурной ситуации),
– критичность, гибкость, оригинальность мышления (умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры),
– способность адаптировать национально-культурные традиции к современным условиям жизни и действовать в соответствии с данными образцами).
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что в практике работы современных школ имеют место проблемы этнокультурного воспитания, которые, на наш взгляд, необходимо решать в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений: педагогами, обучающимися, родителями, социальными партнерами.