Scientific journal
Название журнала на английском

1
1

Дошкольный возраст является прекрасным периодом для формирования инициативности. Исследования показывают, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.

Критерии и показатели оценки развития инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности

Критерии

Показатели

Уровни

Высокий

(2 балла)

Средний

(1 балл)

Низкий

(0 баллов)

Творческая инициатива (сюжетная игра)

1. Полнота игрового замысла

Полнота игрового замысла вполне достаточная

Полнота игрового замысла не вполне достаточная

Полнота игрового замысла недостаточная

2. Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира»

Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира» вполне достаточная

Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира» не вполне достаточная

Полнота воплощения замысла в речи или в предметном макете воображаемого «мира» недостаточная

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

3. Полнота постановки намерения – цели деятельности

Полнота постановки намерения – цели деятельности достаточная

Полнота постановки намерения – цели деятельности не вполне достаточная

Полнота постановки намерения – цели деятельности недостаточная

4. Отношение к результату деятельности

Результат деятельности адекватно оценивает всегда

Результат деятельности оценивает адекватно ситуативно

Результат деятельности оценивает адекватно редко

Коммуникативная инициатива

5. Организация диалога со сверстниками

Всегда сам организует диалог со сверстниками

Ситуативно организует диалог со сверстниками

Редко организует диалог со сверстниками

6. Инициирование и организация действия 2-3 сверстников

Всегда сам инициирует и организует действия 2-3 сверстников

Ситуативно инициирует и организует действия 2-3 сверстников

Редко инициирует и организует действия 2-3 сверстников

Познавательная инициатива (любознательность)

7. Задает вопросы об отвлеченных вещах

В основном всегда задаёт вопросы об отвлеченных вещах

Ситуативно задаёт вопросы об отвлеченных вещах

Редко задает вопросы об отвлеченных вещах

8. Проявление интереса к символическим языкам (графические схемы, письмо)

Проявление интереса к символическим языкам вполне достаточное

Проявление интереса к символическим языкам не вполне достаточное

Проявление интереса к символическим языкам недостаточное

 

В старшем дошкольном возрасте формируются важные предпосылки для целенаправленного развития инициативности детей: развитие мышления, становление познавательных интересов, развитие творческой деятельности, расширение коммуникации [3].

Инициативность – является положительным качеством личности, которая состоит из творческих, требующих смелости, находчивости и ответственности действий, проявляющихся во внутренних побуждениях и способности начать новое дело, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем.

Следует сделать вывод, что развитие инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности – это процесс количественных и качественных изменений у ребёнка пяти-шести лет, когда он активно преобразует окружающий мир и самого себя, а также учится начинать новое дело, самостоятельно принимать решение при возникновении личных или общественных проблем.

Нами были разработаны критерии и показатели развития инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности. Критериями были выбраны основные виды инициативы детей: творческая инициатива, инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная инициатива, познавательная инициатива [3].

Критерии, показатели и уровни развития представлены в таблице.

По методике А.А. Кыверялга мы определились с интервалами. Низкий от 0 до 5 баллов, средний – от 6 до 13 баллов и высокий – от 14 до 18 баллов.

Комментарий критериев оценки развития инициативы старших дошкольников в различных видах деятельности.

Творческая инициатива

– Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети имеют различные игровые замыслы; активно строят предметную обстановку «под свой замысел»; замысел также часто воплощается в речи (придумывание историй) или на предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами).

– Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети имеют первоначальный замысел, активно ищут или переделывают готовую игровую обстановку; активно не только действуют, но и вступают в диалог.

– Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети активно связывают по смыслу условные действия, содержание которых зависит от игровой обстановки в группе; они не используют предметы-заместили.

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

– Дети с высоким уровнем развития инициативы. У этих детей выстраивается конкретное намерение-цель; работают над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется или уничтожается.

– Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети также ставят перед собой конкретное намерение-цель; результат фиксируется, но их удовлетворяет абсолютно любой результат.

– Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети включаются в процесс чужой деятельности без собственной поставленной цели; завершение процесса определяется исчерпанием материала, времени или потерей интереса.

Коммуникативная инициатива

– Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети организуют действия сверстников, объясняют другим свой замысел, цели, планируют и координирует несколько начальных действий («Давайте играть..., рисовать..., лепить…»); легко начинают диалог в конкретной деятельности; могут инициировать или поддержать простой диалог со сверстником на отвлечённую тему в процессе основной деятельности.

– Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети намеренно привлекают определённого сверстника (друга) к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным пояснением замысла, цели; поддерживают начатый диалог в конкретной заданной деятельности.

– Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети привлекают внимание сверстника к своим действиям, но не стараются, чтобы сверстник понял, что нужно делать; также выступает как активный наблюдатель – пристраиваются к уже действующим собеседникам, но почти не учувствует в диалоге.

Познавательная инициатива (любознательность)

– Дети с высоким уровнем развития инициативы. Эти дети задают вопросы, касающиеся предметов и явлений (Как? Почему?); проявляют интерес к познавательной литературе (энциклопедии), к символическим языкам; самостоятельно делают что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составляют карты, схемы, записывают истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

– Дети со средним уровнем развития инициативы. Эти дети сопровождают вопросами своё исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); имеет намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Почему так?»).

– Дети с низким уровнем развития инициативы. Эти дети замечают новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; многократно повторяет действия [4].