Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

В настоящей статье авторы описывают результаты проведенного исследования по изучению педагогического опыта воспитания подростков в системе общего образования в Ивановской области. Проанализированы модели системы формирования у подростков готовности к семейной жизни. Материал будет полезен педагогам системы общего и дополнительного образования.

Изучение регионального опыта организации формирования у подростков готовности к семейной жизни проводилось следующим образом. Первый этап – анкетирование педагогов школ Ивановской области для определения их точки зрения в отношении формирования у подростков готовности к семейной жизни. Второй этап – анализ официальных документов, ориентированных на концептуальное обеспечение управление воспитанием молодежи, профессиональных материалов педагогов Ивановской области, находящихся в свободном доступе, для выявления эффективных моделей формирования готовности подростков к семейной жизни. Третий этап – выявление условий оптимальной организации формирования у подростков готовности к семейной жизни.

Реализация первого этапа дала следующие результаты.

Анкетирование проводилось на базе МБОУ Подвязновской СОШ. В исследовании приняли участие 10 учителей: физической культуры, русского языка, математики, обществознания, истории, английского языка, технологии, ОБЖ, химии и биологии. Данная школа была выбрана по причине того, что я в ней учился и у меня вполне хорошие отношения со всеми учителями, а также они подходили под анкетирование.

Для изучения организации опыта подготовки подростков к семейной жизни после уроков мы опросили учителей по разным предметам. Анкета позволила нам выделить особенности организации подготовки подростков к семейной жизни, а также выявить, повлияла ли данная методика на развитие подготовки к семейной жизни учащихся. Испытуемым была предложена анкета из 7 вопросов, на которые требовалось дать закрытый ответ. Результаты обработки ответов представлены в таблице.

Анализ ответов педагогов на вопросы анкеты

Вопрос

Варианты ответов

Число голосов

1. Имеете ли Вы представление об организации подготовки подростков к семейной жизни?

Да, безусловно.

10

Нет, не имею представления.

0

2. Содержит ли учебный процесс на вашем уроке, подготовку школьников к семейной жизни?

Да, содержит.

6

Нет, не содержит.

4

3. Какими путями вы идёте для подготовки подростков к семейной жизни?

Внеурочная работа.

2

Беседы.

6

Дополнительные факультативы.

2

4. Какие цели Вы преследуете помимо подготовки к семейной жизни?

Безусловно, главной целью является дать определённый «багаж» знаний по своему предмету.

10

Подготовка к экзаменам и различным контрольным работам.

0

5. Как учащиеся воспринимают полученную информацию?

Делают вид, что все поняли.

0

Им абсолютно не интересно (даже не слушают).

3

Слушают очень даже внимательно.

7

6. Что бы Вы могли порекомендовать начинающим педагогам в особенности организации подготовки подростков к семейной жизни?

Нельзя оставлять это на «второй план».

1

Уделять данной теме достаточно времени.

3

Проводить классные часы на тему подготовки подростков к семейной жизни.

4

Проводить беседы с родителями на родительских собраниях.

2

7. Насколько эффективным Вы оцениваете своё влияние на формирования подготовке подростков к семейной жизни?

Вполне эффективное влияние.

5

Нечто среднее, думаю, стоит уделить этому больше времени.

2

Моё влияние не является эффективным, потому что я даже не проводил (-а) беседы на данную тему.

3

 

Как видно из таблицы на первый вопрос все 10 респондентов ответили положительно. Это говорит о том, что организация подготовки подростков к семейной жизни является весьма популярной среди учителей. Второй вопрос был связан с тем, что уделяют ли педагоги время на своём уроке организации подготовки подростков к семейной жизни. На данный вопрос 6 респондентов ответили положительно, а 4 респондента ответили отрицательно. Из этого можно сделать вывод, что 60 % учителей уделяют часть времени от своего урока теме организации подготовки подростков к семейной жизни, в отличие от оставшихся 40 %. Следующий вопрос сообщает нам о том, какими путями идут учителя для подготовки подростков к семейной жизни. На данный вопрос 6 респондентов ответили, что используют беседу. И по 2 респондента выделили внеурочную работу и дополнительные факультативы. Данные этого вопроса помогли нам узнать о том, что более популярным методом является беседа. Четвёртый вопрос говорит нам о том, какие цели преследуют учителя помимо подготовки к семейной жизни. Все 10 респондентов выбрали вариант ответа, который гласит о том, что главной целью является дать определённый «багаж» знаний по своему предмету. Таким образом, все учителя хотят дать знания по своему предмету, помимо того чтобы готовить подростков к семейной жизни. Пятый вопрос «Как учащиеся воспринимают полученную информацию?» нацелен на выяснение того как учащиеся относятся к получению информации на тему подготовки подростков к семейной жизни. Из этого 70 % респондентов говорят о том, что дети слушать очень даже внимательно, а остальные 30 % сказали, что детям совсем не интересна данная тема. Благодаря шестому вопросу мы смогли узнать, что учителя со стажем могут порекомендовать начинающим. Исходя из этого, 1 респондент выбрал вариант ответа, который гласит о том, что нельзя оставлять данную тему на «второй план». 3 респондента говорят, что нужно уделять достаточное количество времени теме подготовки подростков к семейной жизни, 4 респондента говорят, что чаще стоит проводить классные часы на данную тему. И лишь 2 респондента сказали, что нужно проводить беседы с родителями на родительских собраниях. Таким образом, получается, что проведение классных часов на тему подготовки подростков к семейной жизни является наиболее актуальным методом. Седьмой вопрос был последним в нашей анкете, он должен был показать насколько педагоги оценивают своё влияние на подготовке формирования подростков к семейной жизни, 5 опрошенных уверяют нас, что их влияние очень даже эффективное, 2 респондента говорят, что им следует уделить этой теме больше времени и 3 респондента сказали что не проводят беседы на тему подготовки подростков к семенной жизни.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Все учителя знают об организации подготовки подростков к семейной жизни, 60 % из них активно проявляли и проявляют её в учебном процессе. Небольшая часть педагогов считают, что данной подготовкой в большей степени должны заниматься родители, поэтому не уделяют времени этому на своих занятиях. Также возможно они «остерегаются» возраста детей, либо же у них недостаточные знания для проведения данной организации подготовки.

Реализация второго этапа изучения опыта организации подготовки подростков к семейной жизни дала следующие результаты. Так, официальные статистические документы дают следующую картину состояния института семьи в нашем регионе. По данным переписи населения 2010 года в Ивановской области в частных домохозяйствах насчитывалось 297 тысяч семейных ячеек. Супружеских пар без детей в области было 96,2 тысячи. А 77 тысяч супружеских пар имели детей моложе 18 лет. В Ивановской области около 38 тысяч семей, в которых мать одна воспитывает детей до 18 лет, и более 8 тысяч, где воспитанием детей занимаются только отцы. Средний размер семейной ячейки в нашем регионе – 2,6 человек. Те же показатели – в соседних областях. Многодетных семей, воспитывающих троих и более детей до 18 лет, в нашей области – около 3 тысяч. Демографические процессы складываются не в пользу роста численности женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет). По данным переписей населения в 1989 году насчитывалось около 305 тыс., в 2002 году -304 тыс., в 2010 – 265 тысяч способных к деторождению жительниц Ивановской области. На начало 2018 года – 229 тыс. женщин репродуктивного возраста. Динамика изменения суммарного коэффициента рождаемости в Ивановской области такова: 2005 год – 1,183, 2010-й – 1,398, 2015-й – 1,629, 2017-й – 1,462.

Для изменения негативных тенденций в институте семьи в настоящее время в школах области реализуются образовательные программы духовно-нравственного воспитания, а также системы внеурочной воспитательной работы. Благодаря их действию в школах создаются семейные клубы, организуются спортивные праздники, в том числе в рамках областной семейной физкультурно-оздоровительной акции «Быть здоровым – здорово!». Организована научно-методическая поддержка педагогов, родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания: 1) разработана рабочая тетрадь для учащихся начальных классов «Моя родословная» с целью формирования уважительного отношения детей к близким, глубокого понимания значимости семьи в жизни человека, роли семьи в развитии социума, своей связи с судьбой родного края, чувства ответственности за свои поступки и дела; 2) подготовлены электронный диск методических материалов для педагогов по формированию позитивных установок молодежи «Подготовка учащихся к семейной жизни» и педагогические кейсы для занятий по теме «Семья»; 3) комплект буклетов для старшеклассников «СемьЯ», направленный на формирование готовности учащихся к семейной жизни и включающий 7 буклетов: «Планирование семьи», «Репродуктивное здоровье», «Здоровье семьи в Ваших руках», «Семья: функции и роли», «Правовое регулирование семейной жизни», «Экономика молодой семьи», «Семья без насилия».

Наряду с этим проходит апробацию учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», введенный с 2013 года в 45 пилотных школах Ивановской области. Это было сделано в соответствии с решением Межведомственной рабочей группы по вопросам укрепления основ семьи и пропаганды семейных ценностей в октябре 2012 года и инициативой Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области и Иваново-Вознесенской митрополией, поддержан Департаментом образования, образовательными организациями. В текущем учебном году его изучают более 1,5 тысяч школьников 10-11 классов всех 27 муниципалитетов области. Целью курса является формирование у учащихся традиционных семейных ценностей, необходимых для создания в будущем крепких, многодетных, счастливых семей. Программа курса носит рекомендательный характер, и содержание курса направлено на формирование ответственного отношения к семье на всех этапах ее становления: от понимания личной ответственности за выбор будущего супруга до осознания важности родительских отношений. При определении содержания курса авторы исходили из того, что снижение престижа института семьи связано с низким уровнем культуры взаимоотношений молодых людей и инфантильным отношением к собственной жизни. Данный аспект отражается в подборе предлагаемых тем занятий: «Культура проявления чувств»; «Семья – это работа души»; «Смысл, ценности и нормы семейной жизни», «Уроки семейного взросления» и др.

Таким образом, подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающего поколения к созданию семьи и семейной жизни.