Scientific journal
Название журнала на английском

1 1 1
1

В данной статье рассмотрены возможности использования виртуальных экспозиций как элемента блогосферы и в качестве ресурса для культурного и интеллектуального воспитания населения. Проанализировав использование компьютерных технологий в образовании в настоящее время, авторы развивают мысль о потенциале виртуальных музеев и экскурсий в образовательной среде в свете современных образовательных тенденций и появления комбинированных методов преподавания. Инновации в образовании предполагают тесное знакомство взрослых и детей с новыми образовательными форматами, которые в нашей стране ещё слабо развиты. Формат виртуальных музеев имеет некоторые специфические преимущества над обыкновенными музеями, что может заинтересовать молодёжь, молодые семьи, а также слабо мобильных граждан и людей с ограниченными возможностями здоровья. На примере уже существующих виртуальных экспозиций по всему миру показывается разнообразие тем, которые могут быть раскрыты с помощью данной технологии. Результаты проведенного исследования позволили сделать выводы об актуальности и достаточной степени принятия виртуальных музеев и экскурсий населением, что способствует развитию и популяризации данного формата музеев. Особое значение имеет применение его в качестве потенциально эффективного образовательного ресурса.

Современный мир даёт нам неограниченное количество возможностей для образования и изучения нового. Интернет стал той общедоступной информационной платформой, которая при грамотном использовании упрощает и может быть ресурсом для культурно-нравственного воспитания как детей, так и взрослых.

На данный момент возможности коммуникации практически безграничны, особенно это касается общения в блогах. Все блоги как определенная система массового взаимодействия людей объединяются понятием «блогосфера»[1]. Блогосфера уже продолжительное время является неотъемлемой частью нашей жизни, в то время как спектр потенциального использования предоставляемых ею возможностей ещё полностью не охвачен. Важнейшими преимуществами блогосферы являются её общедоступность и динамичность. Спектр тем, освещаемых в блогах, давно вышел за границы развлекательного или профессионального контента, но стал ещё и образовательных ресурсом. Мы можем видеть это на примере виртуальных музеев [1, 2].

Виртуальные экспозиции (3D-музеи) дают возможность добиться эффекта реального присутствия. Посетив подобную экспозицию, человек может ощутить определённую причастность к искусству, рассмотреть экспонаты, которые никогда не были бы представлены так детально в обычном музее. Ранее музеи на своих сайтах делали лишь фотогалерею, а сейчас всё чаще можно встретить обзорные экскурсии и видео [3]. Говоря о виртуальных музеях стоит упомянуть о следующих важных фактах. Виртуальная экскурсия может выступать в качестве эффективного образовательного инструмента [4]. Во-первых, можно использовать виртуальный музей как элемент образовательной программы, как сейчас используются презентации и видеоматериалы. Во-вторых, виртуальные путешествия общедоступны и удобны, что имеет особое значение для определенных групп людей.

Рассмотрим преимущества использования данного информационного ресурса и то, какие задачи мы могли бы с его помощью реализовать [4, 5]:

1. Культурная социализация обучающихся и свободных соискателей путём использования медиа технологий и социальных сетей.

2. Продвижение культурно-исторической сферы среди молодежи.

Целевой аудиторией могут являться следующие группы людей:

1. Обучающиеся со всего мира и заинтересованные посетители

2. Люди с ОВЗ

3. Образовательные учреждения и центры культуры

4. Семьи с маленькими детьми и беременные женщины

5. Работающие люди

6. Альтернатива бюджетного туризма

Особенностью виртуальных музеев является их абсолютная доступность для людей. Возможности данного типа музеев могут быть использованы в образовательных целях как обычными школами [6], так и специализированными учреждениями, создавая комфортные условия ознакомления с экспонатами для людей с нарушениями слуха или зрения, а также опорно-двигательной системы [7].

Тематика виртуальных музеев может быть очень разной: исторические виртуальные музеи; удожественные; познавательные; развлекательные [8].

Виртуальные музеи в воспитании и образовании позволяют: повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения; способствовать формированию ценностных ориентаций воспитанников; сохранить историко-культурное наследие общества; стимулировать интерес школьников к позитивному практическому использованию компьютерных средств [4–6].

Мы считаем, что использование информационных технологий в воспитании подрастающего поколения на примере визуальных экскурсий является перспективным направлением [6]. Интерактивные и мультимедийные средства усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность и моделируют различные воспитательные и образовательные ситуации [4]. Данная мысль связана с тем, чтобы сохранить и развивать национальную культуру, а также воспитать у школьников бережное отношение к историческому наследию России и всего мира в целом.

Публицист, английский теоретик искусств, Дж. Рескин говорил о следующих важных задачах музеев [2]:

1. Быть доступной средой для всех людей;

2. Быть пространством, находясь в котором человек чувствовал бы потребность в развитии и мог бы её удовлетворить;

3. Музей должен служить школой для развития человеческого глаза и руки для нового творчества.

В связи с этим как в нашей стране, так и за рубежом открываются все больше и больше музейных сайтов. Интернет даёт возможность посетить не только отечественные музеи, но и побывать в знаменитых музеях всей планеты.

Далее мы рассмотрим наиболее интересные и популярные виртуальные музеи, разделившиеся на две категории в широком понимании этого феномена:

– Реально существующие музеи: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Русский Музей. Михайловский дворец (Санкт-Петербург), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Лувр (Париж, Франция), Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Британский музей (Лондон, Великобритания) [8, 9];

– Истинный виртуальный музей – ресурс, который хранит и выставляет на обозрение всех желающих коллекции произведений, материалов в музейном пространстве, находящимся исключительно в интернете: Арт-проект Google; NASA; RENDER.RU; MOCA: Museum of Computer Art; The Virtual Shoe Museum.

Потенциал виртуальных музеев как образовательного ресурса особенно интересен в свете современных образовательных тенденций и новых методов [5, 10]. Одно из новейших педагогических направлений «edutaiment» в своём основании закладывает возможность использования игровых и инновационных технологий в образовательном процессе (презентации, викторины, фотоквесты). Это та форма обучения, которая интересна детям и эффективна, так как позволяет насытить учёбу деятельностью и уменьшить процент теоретической познания.

В рамках нашей работы было проведено исследование, результатами которого стали следующие данные:

– 7,4 % опрошенных знают о виртуальных музеях, но не интересуются;

– 11,1 % опрошенных посещают виртуальные музеи;

– 20,4 % опрошенных слышали, но не сталкивались;

– 27,8 % опрошенных не знали ранее о существовании виртуальных музеев;

– 33,3 % опрошенных знают о данном виде музеев и хотят посетить их.

Стоит уточнить, что абсолютное большинство 92,6 % респондентов предполагают, что виртуальные музеи могут быть популярны в странах Европы и США, но не очень актуальны в России. При этом 13 % опрошенных положительно относятся к формату виртуальных музеев, видя в этом возможность бюджетных путешествий и самообразования; 20,4 % нейтрально отзываются об этом формате; 66,7 % опрошенных негативно высказываются о виртуальных путешествиях. Однако, многие люди уточняли, что именно как образовательный ресурс виртуальные музеи могут быть наиболее полезны, а также как способ познания мира для людей с ограниченными возможностями. В выборке участвовали респонденты в возрасте от 15 до 55 лет, всего было опрошено 108 человек.

На основании изученных материалов и проведённого исследования мы можем утверждать, что виртуальные музеи в будущем могут стать не только развлекательным, но и полноценным образовательным ресурсом. Современный человек воспринимает возможность посещать музеи виртуально уже не как нечто фантастическое, а как один из возможных вариантов времяпрепровождения, что даёт нам право говорить о популяризации использования компьютерных технологий в образовательных целях. В таком случае мы можем рассматривать виртуальные музеи и экскурсии как потенциально эффективное средство учебного процесса.