Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. В связи с тем, что одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам.

Освоение навыков творческой деятельности и системы языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой нравственных и этических ценностей. Это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он, как правило, уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6–7 лет у детей возникает интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников.

Актуальность нашего исследования определяется всеми возрастающими требованиями к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации; формированию у обучающихся умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.

Однако следует отметить, что в данных работах не в полной мере отражается формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.

На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.

Рядом авторов в контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

– потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

– позитивное отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности обучающегося.

Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова).

Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников.

В качестве параметров выступают:

– когнитивный (способность определять собственные коммуникативные проблемы);

– поведенческий (способность управлять поведением);

– эмотивный (способность владеть эмоциями).

Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; аргументировать свою позицию, адекватно использовать свою речь, помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.

Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.

Анализ практической образовательной среды показывает, что для решения обсуждаемой проблемы в начальной школе используются групповые формы организации учебного общения: групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповая работа с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверка заданий; игровые технологии.

В реальной практике учителя начальных классов стали чаще применять групповую и парную работу на уроках, но некоторая часть из них утверждают, что если давать групповое или парное задание, то на уроке очень часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвуют в работе. Это происходит, на наш взгляд, только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о важности обмена мыслями, понимания друг друга, сотрудничества друг с другом, умение договариваться [1, c. 151].

В процессе экспериментального исследования нами были выделены следующие группы детей с коммуникативными трудностями:

1. Дети с эмоционально-личностными нарушениями.

2. Дети с вербализмом. При диагностике готовности к школе выделяются дошкольники с резким преобладанием вербальной сферы (устной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития. Эти дети часто оцениваются окружающими как «вундеркинды». Однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития их мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это нередко приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка с социальным окружением.

3. Дети с выраженными особенностями восприятия и обработки информации («визуалы» и «кинестетики»).

4. Дети с индивидуально-типологическими свойствами.

Таким образом, можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей в классе работа по формированию коммуникативных навыков и, соответственно, коммуникативных универсальных учебных действий, является достаточно сложной. На наш взгляд, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима еще и реализация комплекса психокоррекционных мер.