Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

В настоящей статье авторы описывают результаты проведенного исследования по изучению феномена самостоятельной работы. Конкретизированы условия эффективности использования самостоятельной работы при организации обучения младших школьников. Материал будет полезен педагогам системы начального общего образования.

В исследованиях последних лет по проблемам самостоятельности младших школьников в учебной деятельности внимание обращено на формирование общих умений и навыков (Л.В. Занков, Н.А. Лошкарева); саморегуляцию учебной деятельности (М.В. Гринева, Д.Б. Дмитриев, Г.М. Коджаспирова, И.С. Сивова и другие); активизацию познавательной деятельности школьников (М.П. Осипова, Н.И. Качановская, Н.В. Талызина, Т.И. Шамова); на подготовку преподавателя начальных классов (В.В. Давыдов, А.Е. Дмитриев, М.Р. Львов, А.М. Пышкало); его роль в становлении личности обучающегося (М.И. Алексеева, Ш.А. Амонашвили, А.И. Раев и другие); на стимулирование позитивного отношения к учебной деятельности (Л.С. Дягилева, М.Я. Ситниченко). Проанализировав ряд работ, который стал эмпирической основой нашего исследования, вы выяснили, что по объектной области изученные нами статьи распределяются следующим образом: ориентированные на проблему организации самостоятельной работы на уроке – 78,9 %, на проблему домашней работы как формы организации самостоятельной работы младших школьников – 21,1 %. Если обратиться к анализу статей, в которых говорится о форме самостоятельной работы на уроке, то они в большей степени посвящены самостоятельной работе на уроках литературного чтения – 10 статей, на уроках русского языка – 3 статьи, на уроках окружающего мира – 1 статья, на уроках музыки – 1 статья.

Таким образом, существуют различные исследования проблемы самостоятельной работы младших школьников, но она по-прежнему остается недостаточно проработанной и систематизированной для применения в практике педагогов начальной школы. Этим определяется актуальность нашего исследования.

Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, креативного воображения при выполнении обучающимся тренировочного задания, которое, в конечном счете, приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже приобретенных знаний.

Любой вид самостоятельной работы имеет свои дидактические цели. Так, самостоятельные работы по образцу нужны с целью вырабатывания умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент с целью подлинно самостоятельной деятельности обучающегося. Реконструктивные самостоятельные работы обучают исследовать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, оказывать содействие формированию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска вывода за границами известного образца. Беспрерывный поиск новых решений, составление и классификация приобретенных знаний, перенос их в совершенно самобытные ситуации делают знания обучающегося более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности обучающихся. Эти работы укрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых результативных средств формирования творческой личности.

Обратим особое внимание на статьи, которые посвящены домашней работе как форме организации самостоятельной работы младших школьников. Авторы, статьи которых были проанализированы, приходят к общему выводу о том, что домашняя работа – обязательный характер работы, ее содержание, объем, и виды обусловливаются учителем

Многие учителя начальных классов склоняются к тому, что домашняя работа – это форма самостоятельной работы, которая развивает морально-волевые качества личности.

Например, Рассудовская М.М. определяет ключевые положения улучшения домашней работы: домашняя работа обязана более полно удовлетворять рвения обучающихся, их потребности, идеалы, актуальные планы; защита функциональной позиции обучающихся в домашней работе конечно возможно в системе гибких и вариативных заданий для дома, многообразных в области содержания и способах выполнения; контроль выполнения домашних заданий вынужден постепенно выноситься на взаимоконтроль; развернутый инструктаж, по выполнению домашней работы вынужден постепенно уступать место краткому, сжатому инструктажу по всей теме, разделу; результат выполнения работы должен быть представлен в различных формах [4].

Так же, М.А. Родионов и Н.Н. Храмова считают, что: 1) домашняя работа может помочь индивидуализировать процесс обучения, как с позиции развития индивидуальных качеств обучающихся, так и усвоения знаний и способов деятельности; 2) домашняя учебная работа служит одним из средств развития самостоятельности школьников; 3) домашняя работа, предоставляя ученику, возможность полной самостоятельности, выступает важным фактором нравственного развития личности, в случае если этому способствуют содержание и характер задания [5].

Следовательно, домашняя самостоятельная работа обучающихся – ключевой и неотделимый элемент учебного процесса. Ее цель – увеличить и углубить умения, знания, приобретенные на уроках, не допустить их забывание, развить индивидуальные наклонности, дарования и таланты школьников, самостоятельность мышления и навыки самообразования.

Мы считаем, что организация домашней работы как форма организации самостоятельной работы – это важный компонент между образованием и самообразованием.

Обратим особое внимание на организацию домашней работы по математике как форму организации самостоятельной работы младших школьников. У большинства школьников интерес к предмету «Математика» угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных заданий. Практика показывает, что применение необычных заданий на уроках, а также в рамках домашнего задания не только снижает утомляемость, развивает творческие способности детей, но и мотивирует их на обучение.

При организации необычных заданий необходимо помнить о том, что эффективность организации домашней работы также зависит от контроля материала и постановки домашнего задания, оптимизации размера домашнего задания и учета индивидуальных возможностей выполнения домашней работы детьми.

Для того, чтобы повысить интерес к предмету «Математика» нужно задавать детям домашнее задание в нетрадиционной форме.

Так, в изученном нами педагогическом опыте встречаются различные примеры заданий, которые способны повысить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания по математике последующих приемов и средств.

1. Установление компонента новизны. Для увеличения предприимчивости исполнения в домашние задания подключался обусловленный элемент новизны в работу обучающихся. Он осуществлялся в различных конфигурациях учебной работы, в том числе:

2. Интересные задачи (кроссворды, головоломки, ребусы и т.п.). В частности, переставляя буквы в некоторых местах отгадать слова: марзер, ядол, тинервал, жарывение, риавация. Результат: размер, доля, промежуток, выражение, вариация.

3. Познавательные вопросы. Одним из путей активации деятельности обучающихся является и указание связи постигаемого материала с окружающей деятельностью.

4. Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его с помощью математических примеров.

5. Задание массивом. Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок).

6. Тематический кроссворд. Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его обучающимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

7. Детям, имеющим достаточно высокие интеллектуальные способности интересны задания типа: самостоятельное составление задач, разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.; подготовка карточек для контроля и самоконтроля; проектная деятельность и многое другое.

По мнению Л.П. Стойловой, особенное место в структуре математических способностей занимают подобные способности, которые можно развить при выполнении домашней работы: легкая обобщаемость математического материала; свернутость рассуждений; гибкость мыслительных процессов при решении математических задач; рвение к наиболее рациональным методам решения задач; стремительная перестройка направленности мыслительного процесса с прямого на обратный; превосходная память на математические отношения, схемы рассуждений, технологии решения задач [6].

Такая организация домашнего задания стимулирует интерес к предмету, формирует самостоятельность, а также развивает творческое воображение.

Изложенное позволяет сформулировать следующие важные выводы. Самостоятельная работа младших школьников служит средством развития самостоятельности. Организация домашней работы – важный компонент между образованием и самообразованием. При организации домашнего задания необходимо учитывать контроль материала и постановка домашнего задания, оптимизация размера домашнего задания и учет индивидуальных возможностей детей. Домашнее задание можно организовывать в нетрадиционной форме, чтобы вызвать интерес учеников к предмету.

Все вышеперечисленное может свидетельствовать о том, что самостоятельная работа младших школьников – многообразная организованная учителем усиленная работа обучающихся, направленная на выполнение определенной дидактической цели в специально назначенное для этого время: поиск, осознание, фиксирование, развитие, формирование, обобщение и систематизацию универсальных учебных действий.