Scientific journal
Название журнала на английском

1
1

Одним из социальных трендов современной России является создание на площадке социально значимых объектов «бережливых» организаций. Несмотря на то, что такая практика была впервые реализована в системе автомобильного концерна Тoйота, а затем имплементирована российской компанией «Россатом», наиболее эффективным представляется реализация проекта в рамках института здравоохранения. Многие медицинские организации в России сегодня реализуют проекты «бережливая поликлиника», получен положительный отклик российского социума, есть абсолютные достижения и успехи в данном направлении. В то же время, даже в рамках «бережливой» медицинской организации сохраняются жалобы пациентов на качество медицинского обслуживания. Анализ жалоб демонстрирует неудовлетворенность пациентов не столько технологической стороной проекта (здесь в основном отмечается проблема «электронного неравенства» пациентов старшей возрастной группы, связанная с трудностями электронной записи к специалистам), сколько сохраняющейся конфликтностью взаимоотношений с медицинскими специалистами. Отмечается парадокс: при росте финансирования, высокой технологичности медицинской помощи, пациенты сохраняют неудовлетворенность медицинским обслуживанием [3].

Проблема, на наш взгляд, связана с дефицитом деонтологического воспитания и этического обучения еще на стадии обучения, в рамках образовательной среды, когда формируется модель взаимоотношений с пациентом. Европейская практика общения c пациентами основана на философском подходе «этики заботы», который не ограничивает пациента, как личность, а помогает сформировать партнерские отношения даже с «некомпетентными» пациентами. В связи с чем, считаем необходимым интегрировать биоэтику в процесс непрерывного профессионального обучения, аттестации и аккредитации медицинских специалистов в России [1, 2].