В статье определены цели использования Business Intelligence, задачи и механизмы реализации. В результате сравнения технологий Business Intelligence с ERP и CRM-системами, установлены ключевые моменты и механизмы высокого уровня эффективности использования модели Business Intelligence.
Ключевой проблемной в сфере развития любых бизнес-процессов выступают технологии сбора и изучения информационных потоков. Определяется это тем, что любые данные важно постоянно анализировать и сопоставлять, выделять их область формирования, осуществлять поиск необходимых средств и технологий, связанных с их визуализацией. Поскольку ежегодно объём получаемых данных увеличивается, аналитики испытывают множество проблем, связанных с их анализом. Более того, наличие объёмного количества предоставляемой информации может положительным образом сказывается на функционировании компании. На сегодня в сфере ИТ-индустрии существует множество средств и технологий, связанных с изучением и анализом больших объёмов и потоков структурированных и неструктурированных данных. Однако, такой важный инструмент как Business Intelligence сформировался не так давно [1]. Цель данного исследования заключается в осуществлении анализа эффективности использования системы Business intelligence в современных организациях.
Эксперты полагают, что системы по анализу данных Business Intelligence представляют из себя процедуры по выработке необходимых интуитивных решений, конкретного понимания мероприятий, связанных с улучшением принятия решений в бизнес- системах. Действующие на сегодня технологии и системы Business Intelligence могут использоваться для обработки огромного количества данных, которые не структурированы.
Исследователи считают, что инструменты и технологии Business Intelligence дают возможность для решения крупного перечня перечисленных ниже задач: осуществление поддержки улучшения и развития действующих бизнес-процессов, а также ключевых изменений структурной деятельности современных предприятий; проведение качественного моделирования и анализа действующих бизнес-ситуаций, которые функционируют в рамках информационной среды; реализация оперативного анализа в быстрых формах, связанного с нестандартным набором запросов по поиску информации; снижение количества рутинных операций, которые ранее использовались сотрудниками организации. Технологии и инструменты Business Intelligence дают возможность автоматизировать их деятельность; внедрение механизмов и методов стабильной работы организации, связанные с наращиванием численности обрабатываемых потоков данных. Модели и способы Business Intelligence дают возможности для масштабирования информационных потоков данных [2].
На основании данных исследования компании Drenser в 2019 г. большинство пользователей хотят работать с Business Intelligence на основании облачных технологий. Указанное условие выбирают около 90 % предприятий, которые используют данные методы.
Лидерами в области использования новой технологии исходя из аналитического обзора, выступают следующие компании.
Объёмы поставок облачных BI-технологий крупнейшими поставщиками
Данный график показывает, что лидером в сфере предоставления данных, относящихся к сегменту BI-технологий, является компания Amazon. Наибольшее количество технологий анализа для своих клиентов в размере 37 % от всего рынка BI-технологий предоставляет компания IBM Bluemix.
Специалисты аналитического агентства MiPro Consulting установили, что интеграция в любое предприятие полностью самостоятельной системы типа Business Intelligence сможет предоставить множество преимуществ, исходя из которых и строится общая эффективность использования технологии Busines Intelligence: присутствие большой наглядности и общего удобства работы с информацией, в частности топ-менеджерам; наличие возможности практического применения совокупности аналитических решений, которые можно использовать для разнообразных направлений функционирования предприятия; Business Intelligence дает возможность для извлечения, анализа, и консолидации любых данных; Business Intelligence строится на промышленной платформе, которая будет поддерживаться и развиваться непосредственно той организацией, в которой она применяется; модель развития, построенная на использование технологии Business Intelligence, обладает положением полностью самостоятельного, критически необходимого, и стратегически важного решения для развития бизнеса [3].
Рынок BI, по данным Gartner от апреля 2012 г., если рассматривать его в совокупности с хранилищами данных и аналитикой в CRM, растёт еще быстрее – на 9 % в г. Если на конец 2014 г. он увеличился до $81млрд, то к 2020 г. достигнет $136 млрд. По оценкам аналитиков Gartner около 30 % бизнес-пользователей уже взаимодействует с бизнес-аналитикой, то к 2020 г. этот показатель вырастет до 75 % [4]. Эксперты IDС считают, что целый ряд факторов будет способствовать дальнейшему росту рынка аутсорсинговых BI услуг. Во-первых, повсеместно отмечается нехватка квалифицированных специалистов, которые требуются для реализации BI-инициатив. Но конечным пользователям сложно организовывать команды внедрения, а затраты на необходимую инфраструктуру BI-систем зачастую слишком велики для этой категории клиентов. С другой стороны, развитие новых технологий и тесная интеграция BI с социальными сетями и мобильными платформами делают инструменты бизнес-анализа доступными для широких категорий конечных пользователей.
По итогам 2017 г. лидером рынка BI в России является ГК GlowByte. Её выручка от BI-проектов за отчетный период увеличилась почти на 30 % до 2,2 млрд рублей. Ближайшие конкуренты в этой сфере- «Техносерв» и «Крок. Показатели первой составляют 1,5 млрд руб, второй 1,4 млрд руб. Наибольшая выручка от BI-проектов зафиксирована у компаний «Полиматика» и «Форсайт». Их показатели по итогам 2017 г. увеличились соответственно на 539,3 % и 418,5 %. Серьезный рост выручки зафиксирован и у Гк «Корус Консалтинг» – 382,3 %. Кроме того, в 3 раза выросла BI-выручка у Navicon, в 2 раза – у ГК «Айтеко».
Если мы рассмотрим проблемы BI-систем, то одной из них является длительный период внедрения. Так, например, в Газметалпроект процесс выбора BI-системы длился полгода. За этот период сотрудники компании тщательно проанализировали рынок систем бизнес-аналитики и протестировали 6 различных систем применительно к задачам компании. В итоге пришли к выводу, что QlikView лучше остальных BI-продуктов удовлетворяет потребности компании.
Российский рынок BI-решений делает большие успехи. Повышение роли аналитики в организации и оптимизации рабочих процессов компаний, одновременно с мгновенным ростом количества обрабатываемой информации и развитием инновационных инструментов обработки данных, способствуют увеличению продаж аналитического ПО. Рост рынка BI также стимулируется национальным проектом «Цифровая экономика». В числе высоких цифровых технологий, выделены большие данные и искусственный интеллект.
Таким образом, преимущество использования технологии Business Intelligence обусловлено тем, что данная платформа имеет существенно более широкий спектр для анализа информационных и аналитических данных, осуществляя их деление на категории, консолидацию и интеграцию по разнообразным группам. Business Intelligence является универсальным инструментом для решения множества совокупность процессов и задач, присущих любой успешной крупной компании.