Проведен анализ содержания этапов организации мониторинга в КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой». Выявлены проблемы существующей системы оценивания предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью и рассмотрены оптимальные пути их решения.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изменились цели образования, содержание, технологии, средства обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также поменялись требования к предметным, метапредметным и личностным результатам [1]. Главной задачей нашего образовательного учреждения является достижение обозначенных результатов в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что и обусловило необходимость организации мониторинга. Нормы и стандарты являются необходимой частью мониторинга, потому что именно с ними сравниваются фактические результаты. Далее следует этап оценки и коррекции. Так как эффективность мониторинга предметных результатов зависит от измеримости и применимости норм, то первоначально на основе образовательных программ были разработаны программы по учебным предметам, а также система мониторинга и оценки достижения планируемых результатов освоения Адаптированной основной образовательной программы (АООП) [2]. Поэтому повышение качества системы мониторинга и оценки достижения планируемых результатов позволит принимать оптимальные управленческие решения на уровне образовательного учреждения.
Кроме того, в процессе самообследования образовательной организации педагогами после соотнесения существующей системы оценивания с новыми стандартами, выявлено следующее:
– недостаточная разработанность инструментария оценивания (контрольно-измерительные материалы, оценочные листы, критерии, шкалы) предметных результатов обучающихся КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»;
– не всегда отмечается правильный выбор технологий оценивания учителями предметных результатов;
– наблюдаются ошибки в ходе оценочной деятельности педагогов: «логические ошибки» – перенос оценок за поведение на оценки по учебному предмету, ошибки «центральной тенденции», проявляющиеся в стремлении педагога избежать крайних оценок, «двоек» или «пятерок».
Таким образом, возникает необходимость в создании контрольно-оценочных действий и процедур как в учебном процессе школы в целом, так и в деятельности отдельного педагога, что даст возможность наблюдения и коррекции действий по мере продвижения ученика в усвоении предметных результатов. Однако необходимо отметить, что возможность внедрения мониторинга обусловлена правильностью целеполагания, что, главным образом, зависит от методической грамотности педагогов, умеющих правильно поставить цель на каждом конкретном уроке [3].
Необходимым условием эффективной организации мониторинга в школе, по мнению С.Е. Шишова [4], является наличие полной, достоверной, необходимой обратной информации, поэтому педагогам, работающим с обучающимися с умственной отсталостью, необходимо систематически вести мониторинг предметных результатов, владеть информацией о способах достижения текущих, промежуточных и итоговых результатах (рисунок). На основе результатов мониторинга составляется индивидуальная программа развития обучающихся.
Учитывая особенности развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), мы определили компетенции, необходимые для овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для каждой образовательной области – содержательный компонент мониторинга, и процедуры оценивания – контрольно-оценочный компонент мониторинга.
Среди отличительных особенностей предлагаемой ФГОС НОО систе-мы оценки следует особо выделить: комплексный, системно-деятельностный подход к оценке результатов образования; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. [4]. Поэтому для педагогов школы с целью корректировки их оценочной деятельности, ликвидации выявленных ошибок оценивания, были включены в план методической работы практикоориентированные семинары: «Влияние мотивационной функции педагогической оценки на психическое развитие детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Адекватная, справедливая, объективная оценка: особенности реализации в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Внедрение мониторинга оказывает влияние и на методическую подготовку учителя к уроку. Для объективной, адекватной, справедливой оценки учитель в первую очередь выделяет эталоны усвоения учебного материала, опираясь на стандарты. На следующем этапе определяется уровень усвоения (узнавание, понимание, и т.д.), далее – выбор средств контроля для проверки достигнутого уровня усвоения. На заключительном этапе разрабатываются итоговые контролирующие средства, подтверждающие степень достижения предметных результатов по основным темам, как правило, это объективные тесты и тесты с развернутыми ответами, позволяющие адекватно и справедливо оценить уровни усвоения предметного материала «узнавание», «понимание» и т.д. Объективные тесты, имеющие правильный ответ, исключают субъективный подход к оценке предметных результатов как на каждом уроке, так и в ходе тематического, итогового контроля. Таким образом, реализация мониторинга обученности и качества усвоения предметных результатов позволяет достигать главной цели – усвоению учебной программы всеми обучающимися.
В связи с внедрением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) появились новые виды контроля в мониторинге: исследовательские, творческие работы, проекты, презентации. Это дает возможность формирования у учащихся навыков работы с информацией, самостоятельной работы, работы в группе, раскрытию творческих способностей. Для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся мы используем накопительную систему оценивания – портфолио. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе контроля, фиксируются в оценочных листах, которые были разработаны нами и систематизированы по требованиям АООП.
По таким предметным областям, как музыка, технология, изобразительное искусство, физическая культура норматив отсутствует, и фактически происходит произвольно-субъективная оценка результатов усвоения программ по данным предметам. В системе оценивания в школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.
Анализируя опыт использования системы мониторинга и оценки образовательных результатов в нашей школе, можно с уверенностью сказать, что её использование позволяет обеспечить положительную динамику обучения; повысить качество проводимых исследований; усовершенствовать контроль образовательных результатов; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность управления. Качество обучения в нашей школе на сегодняшний день составляет 68 %. Хорошие результаты наблюдаются в участии обучающихся в проектной деятельности, в высоких результатах муниципальных и всероссийских конкурсов (за 2017–2018 учебный год – 22 призовых места, за 2018–2019 учебный год – 19 призовых мест).
Таким образом, технология мониторинга позволяет педагогам определить в динамике уровни усвоения предметных результатов обучающихся, осуществить обоснованный выбор методов и средств обучения, скорректировать цели обучения.