Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1 no name 1
1 work

В современном обществе на человека действует множество факторов, как позитивных, так и негативных и наиболее уязвимой группой являются студенты, в силу своих возрастных особенностей – у них еще остались подростковые черты – такие как бунтарство, чувство взрослости, несогласие и появились новые, юношеские – планирование будущего, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни.

Обосновывая проблему исследования мы опирались на статистические данные по психологическому здоровью студентов – в период учебного процесса у многих наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению психологического здоровья. Высокий уровень психологического и физического здоровья наблюдается всего лишь у 1,8% молодых людей, средний – 7,7%, низкий – 21,5% и очень низкий у 69,0% [6]. Нас заинтересовало как влияют эмоциональные состояния на показатели успеваемости.

В теоретическом обоснование нам помогли работы отечественных и зарубежных психологов. Значимыми для нас были исследования Николая Дмитриевича Левитова, который рассматривал эмоциональные состояния как целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности; Прохоров Александр Октябринович выделяет следующие ключевые звенья возникновения любого эмоционального состояния – во-первых, ситуация, которая выражает степень сбалансированности (уравновешенности) психических свойств индивида и внешнесредовых условий их проявления в жизнедеятельности индивида и во-вторых, сам субъект, который выражает личностные особенности индивида, как совокупность внутренних условий (прошлый опыт, навыки, знания и т.п.), опосредующие восприятие воздействия внешнесредовых условий. Игорь Семенович Кон определял юность как процесс завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

Поэтому целью нашего исследования стало изучение наличия взаимосвязи между эмоциональными состояниями и академической успеваемостью у студентов. Базой исследования выступило Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. В нем приняли участие 22 испытуемых 3-4 курсов педиатрического и лечебного факультетов в возрасте 19-23 года. Для подтверждения нашего предположения о том, что эмоциональные состояния влияют на академическую успеваемость мы использовали методики представленные на слайде (Шкала самооценки тревоги Д. Шихана; Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory: BDI); Тест эмоционального интеллекта Холла; Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка) и провели корреляционный анализ с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Мы рассматриваем как условие стрессирования образовательную деятельность.

Для диагностики уровня тревоги у студентов мы использовали методику Шкала самооценки тревоги Д. Шихана

При анализе полученных в ходе исследования данных выяснилось, что у большинства респондентов тревога входит в норму диагностических значений или немного превышает ее. Высокие показатели тревоги присутствуют всего у трех испытуемых, двое из которых приближаются к очень высоким и требуют срочной помощи специалиста.

Для исследования уровня депрессии была выбрана методика Шкала депрессии Бека При анализе полученных данных выяснилось, что у четырех из 22 испытуемых симптомы выраженной депрессии, у четырех присутствуют симптомы умеренной депрессии, у троих симптомы легкой депрессии и у одиннадцати симптомы отсутствуют. Таким образом, мы выяснили, что у половины респондентов отсутствуют депрессивные симптомы отсутствуют, у второй половины опрошенных есть симптомы депрессии в той или иной степени, но симптомы тяжелой депрессии не были выявлены ни у одного респондента.

Для исследования уровня эмоционального интеллекта была выбрана методика – Тест эмоционального интеллекта Холла. Результаты свидетельствуют нам о том, что у половины респондентов низкий уровень интегративного эмоционального интеллекта, высокий уровень всего лишь у двух испытуемых. У большинства опрошенных низкий уровень управления своими эмоциями, что сильно снизило общий уровень эмоционального интеллекта

Для исследования таких эмоциональных состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность была выбрана методика самооценки психических состояний Г. Айзенка. Данная методика позволяет выявить уровень выраженности эмоциональных состояний. Результаты исследования показали, что по шкалам тревожность и фрустрация преобладает отсутствие этих показателей, в свою очередь по шкалам ригидность и агрессивность – преобладают средние значения. Показатели ригидность, агрессивность и фрустрация имеют высокие значения в большей степени, чем показатель тревожности.

Для того чтобы выяснить наличие взаимосвязи между эмоциональными состояниями и успеваемостью у студентов нами был проведен корреляционный анализ с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Для достоверности исследования нами были взяты данные об успеваемости студентов за последние два месяца учебного года и просчитан средний балл. Соотношение проводилось по следующим показателям эмоциональных состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, депрессия и эмоциональный интеллект.

У респондентов с низкой и средней академической успеваемостью высокий уровень тревожности, а у студентов с высокой успеваемостью – высокий уровень тревоги. Все респонденты высоко фрустрированы, что отрицательно влияет на успеваемость. Самый высокий уровень агрессивности у студентов с высокой и низкой академической успеваемостью, представители средней группы отличаются слабой агрессивностью. Показатель ригидности отсутствует у студентов с низкой успеваемостью, в средней и высокой группе – слабый, может влиять на успеваемость, но связь слабая . У респондентов со средней академической успеваемостью высокий уровень депрессии, у группы с низкой успеваемостью – высокий уровень депрессии, связь может быть вызвана тем, что депрессия мешает учиться, в то же время как усердная работа над учебой вызывает депрессию. Высокий эмоциональный интеллект напрямую влияет на высокую успеваемость, у респондентов со средней успеваемостью связь не выявлена, влияние на низкую успеваемость – умеренное.

Проанализировав теоретические подходы и полученные экспериментальные данные по проблеме наличия взаимосвязи между эмоциональными состояниями и академической успеваемостью у студентов, мы пришли к выводу, что эмоции регулируют умственную деятельность через соответствующие общие психические состояния, влияющие на ход всех психических процессов. Гипотеза выдвинутая ранее подтвердилась.