Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1 no name 1
1 work

Наше исследование посвящено изучению природного материала как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Взаимосвязь мозговых отделов и мышц рук широко освещается в трудах выдающихся ученых (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов). Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей мы видим в исследованиях знаменитых педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин).

Выдающийся отечественный психолог, психиатр, невролог, основоположник психоневрологии В.М. Бехтерев изучал природу передачи импульсов от пальцев рук к головному мозгу и говорил о том, что развивающие упражнения мелкой мускулатуры рук в целом влияют на формирование и совершенствование психических навыков, в том числе позволяют преодолеть симптомы усталости, улучшить звукопроизношение у детей.

В работах известнейших педагогов (М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.) мы можем увидеть оценку детей с высоким уровнем развития мелкой моторики: у таких детей намного реже встречаются нарушения произношения звуков, они лучше сверстников умеют анализировать, логически рассуждать, делать выводы. Создавая специальную среду для развития мелкой моторики рук, педагог помогает улучшить двигательные, речевые и психические возможности ребенка, раскрыть его природные задатки.

Мелкая моторика рук связана с выполнением мелких точных движений. В этом процессе, который контролируется нервной системой, задействованы зрительные, осязательные анализаторы, мышечная и костная сеть человека. Поэтому при развитии мелкой моторики совершенствуются двигательные и психические навыки человека (совершение основных логических операций, восприятие визуальных образов, способность удерживать и направлять внимание, координация движений, пространственное ориентирование и др.). Можно утверждать о том, что развитие мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным развитием [6].

Более поздние эксперименты ученых также подтвердили положительное воздействие функционирования мелкой моторики рук на развитие нервной системы и всестороннего развития ребенка [4].

Развитие мелкой моторики рук воздействует на внутренние психические процессы ребенка, что определяет высокий уровень подготовленности к школьному обучению [6].

В педагогической науке выделяют следующие средства и формы работы по развитию мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика;

- массаж рук;

- настольные игры;

- изобразительная деятельность;

- труд и навыки самообслуживания;

- театрализованная деятельность [10].

Работа с природным материалом – изобразительная деятельность, в процессе которой конструируется художественный образ из сухих листьев, травы, шишек, семян, крупы, веток, камушек, ракушек и другого материала природного происхождения. Занятия конструированием из природного материала позволяют расширить представления детей об окружающем мире, поддерживать познавательную активность, самостоятельность, навыки обследования, усидчивость.

При ознакомлении с природным материалом ребенок может подолгу его изучать, рассматривать, ощупывать. Формируются или закрепляются представления ребенка о цвете, форме, естественной фактуре. Рассматривание может вызвать образы зрительной памяти: сосновый лес, благоухание березовой рощи, полевых цветов, спокойствие водоема. Дети приобщаются к прекрасному, учатся чувствовать гармоничное устройство и вдохновение природы.

Природный материал как образовательное средство обладает следующими характеристиками:

- доступность для детского восприятия;

- удивительное разнообразие цветов, фактур, форм;

- природное гармоничное расположение элементов;

- требующий аккуратности, сосредоточенности при обработке;

- возможность связи с естественной экосистемой.

Из листьев кустарников, деревьев можно создавать чудесные композиции. Они выполняются на дощечках, картонках разной формы в виде аппликации, на бумаге, мешковине, рогожке. В любое время года под соснами можно найти много опавших иголочек. Они бывают разного оттенка – от ярко зеленого до коричневого цвета. Составлять узоры, целые картинки не только можно на дощечках, картонках, но и на песке, земле [5].

Природный материал требует от создателя художественного образа кропотливого труда, внимания, сосредоточенности [9].

Педагоги при работе с природным материалом должны учитывать уникальность материала, эмоционально преподносить познавательные сведения о нем, обозначать связь с естественной средой.

Исследователи, рассматривающие природный материал как средство развития мелкой моторики рук у детей, на начальном этапе обучения предлагают проводить анализ материала вместе с детьми, формировать навыки трех приемов построения художественного образа («опредмечивание», «дополнение», «удаление несоответствий»), композиционные навыки [1].

Работа над мелкой моторикой руки, начинается с заготовки для засушивания растений, дети расправляют, сортируют, помещают под пресс собранный материал. Воспитатель, оказывая особенности природного материала, учит детей обследовать кончиками пальцев формы шишек, их чешуйчатость, определять характер поверхности ракушек, которые по внешнему виду оригинальны. Из засушенных растений в детских садах обычно составляют гербарии, аппликации, объёмные композиции. Для объёмных композиций нужны веточки, сучки, семечки, перья. Так же засушенные части растений как листья, цветы, сухие плоды используются в изготовлении дидактических материалов, которые будут использованы как на познавательных занятиях, так и для упражнений в развитии мелкой моторики, например, дидактические игры «Подбери пару», «Листья и плоды», «Летом и осенью». Угадывают на ощупь, к каким деревьям относятся шишки и иголки [7].

Сбор плодов и семян дикорастущих деревьев и кустарников, огородных и цветниковых растений, их отбор в отдельные посуды, мешочки. Благоприятно воздействуют на мелкую моторику кисти руки ребенка.

Материалы с семенами хранятся так, чтобы дети могли их свободно находить и самостоятельно работать с природным материалом вне занятий.

Собранную для поделок кору берёзы, сосново-хвойные иглы, шишки сосновые, еловые, так же распределяют по коробочкам, баночкам, ящикам для игры по сортировке. Некоторые материалы как берёзовая кора, сосновые и еловые шишки можно использовать как массажёр кисти рук, катая их между руками [9].

Работа с лесными орехами, грецкими, земляными, кедровыми и фисташками, дети могут делать аппликацию, сортировать ощупывать их в мешочках, тем самым активно воздействуют на мышцы мелкой моторики. Умение аккуратно работать с мелким материалом достигается в постоянной тренировке тонкой моторики поэтому, должно быть много мелкого природного материала [9].

В летнее время проводится сбор ягод рябины, толокнянки и работать с этим материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иголками, проволочками, спичками. Можно сделать различные игрушки: маленьких человечков, животных, яркие бусы и другие.

Трава тоже может быть дополнением к любой поделке. Используются различные травы в аппликации, например, мох, легко приклеивается различным клеем, что позволяет изготавливать из него игрушки, фон для оформления поделок. Шершавость поверхности мха, лучший массажёр кисти рук. Но в сборе природного материала, нужно знать какие материалы могут нанести травму, угрожать здоровью ребенка. Провести предварительную работу с детьми по технике безопасности.

Таким образом, природный материал – одно из средств в развитии мелкой моторики. Действия с предметами, своевременное развитие мелкой моторики оказывает благотворное влияние на формирование высших психических функций: восприятия, памяти, воображения, наглядно-действенного мышления, на развитие речи. Работа с природным материалом влияет на воспитание в детях ответственности, аккуратности, способствует формированию компонентов экологической культуры, творческих способностей.