Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1 no name 1
1 work

Станица Ассиновская (Эха-Борзе, Ах-Борзе) – населенный пункт Чеченской Республики, находящийся в Сунженском районе в 42 километрах к западу от города Грозный.

В средние века на месте заложенной позже станицы находилось чеченской село Эха-Борзе. Станица Ассиновская была основана в 1847 году и получила свое название от реки Ассы, протекающей на территории населенного пункта.

В станице Ассиновская проживают представители многочисленных чеченских тайпов: аккхий, дишний,хачарой,галай мялхий, хилдехьарой, мулкой, орстхой, химой, майстой, терлой, хакмадой, нашхой, чантий, зумсой, тумсой, ялхорой.

Во всех политико-правовых взаимоотношениях традиционного чеченского общества основным субъектом являлась общность, интегрированная на основе социальных и религиозных нормативов. «Автономная самоуправляемая единица, как общность, находила свое выражение в «тайпе», «тукхуме» и послужила объяснением исторического выбора стратегии на агрессивное отторжение других моделей политико-правового управления этого региона» [1].Отметим, что тукхум – это родовой союз, представляющий собой один обширный тайп, исторически разделившийся на ряд более мелких, или объединение населявших какую-либо определённую территориальную область тайпов разного происхождения[2]. Как отмечает чеченский просветитель М.А.Мамакаев чеченские тукхумы образовались на рубеже XVI–XVII вв. В Чечне было 9 тукхумов: Нохчмахкхой, Аьккхий, Т1ерлой, Ч1ебарлой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч1антий и Эрштхой[3, с.15,16].

Чеченский этнос состоит из множества различных родовых обществ – тайпов, которые возникали «на основе их практических потребностей, нацеленных на защиту семьи, близких и дальних родственников и реализации их бытовых, земельных, хозяйственных интересов. Чеченский тайп – это братство, т.е. ассоциация родственных и неродственных (социальных) групп, объединённых едиными социальными, экономическими интересами и мифологическим родством. Известный чеченский учёный и этнограф С.А. Натаев составил перечень чеченских тайпов из 366 названий , среди которых есть исчезнувшие тайпы и инородного происхождения»[4,с.97].

В числе коренных чеченских родов значится более 100 тайпов, в том числе айткхалой, беной, Билтой, зумсой, майстой, нашхой, тумсой, хачарой, маьлхи, чинхой, саттой, мержой, цонтарой, ялхарой и многие другие»[5, с.4].

1. Общество Маьлхиста было расположено в бассейнах Меши-хи и Бяста-хи, левых притоков реки Чанты-Аргун. Протяженность малхестинского ущелья 18–20 километров. Многие из аулов, в которых жили малхестинцы, были расположены на южном (солнечном) склоне горы Коре-Лам, тянущегося параллельно Главному Кавказскому хребту. Может быть, это обстоятельство и послужило поводом называть жителей ущелья «маьлхи», что в буквальном переводе означает «солнечники». Но возможно и другое толкование. Малхестинцы в языческий период были, как и многие народы, солнце- и огнепоклонниками. Об этом говорят как предания самих малхестинцев, так и многочисленные солярные знаки, высеченные на старинных сооружениях: жилых и боевых башнях, на склепах и культовых святилищах и храмах. Поэтому можно предположить, что и все ущелье носит название Маьлхиста. Что первая часть слова «малх» – «солнце», не вызывает сомнения. Окончание – иста может обозначать и чеченское «йист» – «край» говорит то обстоятельство, что в районе верхнего течения Чанты-Аргун есть и другие топонимы с окончаниями – «ста», – «иста»: БIаьниста, МIайста, МогIуста, Нохараста и другие.

Есть версия, что – иста восходит к тюрк., «стан». В этом случае название топонима будет Маьлхистан. Конечное «н» в чеченском языке обычно отбрасывается, например, в заимствованном с русского слова «стака»– «стакан». В пользу того, что окончание – «иста» может быть усеченным «стан» говорит топоним Дагестан. Чеченцы произносят его ДегIаста (без конечного «н»). По мнению ученого-филолога А. Д.Вагапова, название Маьлхиста восходит к топониму МалгIи, в значении «солёный (источник)». Учёный предположил связь названия области с афганским словом малгин – «солёный» и арабским корнем «млхь», также, возможно, давшим словоформу малхьи – «солёный». В подтверждение этой точки зрения исследователь приводил некоторые топонимы в МаЬлхисте и прилегающих районах, связанные с соледобычей: Берамчуоь – «соляная копь», Берам-Iина – «к соляной балке», Биерамашка – «к соляным копям». Согласно гипотезе А. Вагапова, название возникло в период вторжения армии Тамерлана на Северный Кавказ в 1395–1396 годах. Также он приводит ещё одну версию происхождения названия, но уже не связанную с соледобычей и не по схеме «от топонима к этнониму». Исследователь предположил, что в случае с этнонимом маьлхьи, первичное название могло быть дано по наиболее ярким признакам представителей этногруппы, возводя этимологию к арабскому слову малихь – «красивый», «миловидный», «прекрасный» [6, с.63].

2. Майстой – один из чеченских исконных тайпов, не входящих в 9 традиционных тукхумов, имеющий свою гору Майстойн-лам (Дакох-корт) (4493 м). Представители этого тайпа ныне проживают Урус-Мартановском и Сунженском районах Чечни, а также в ущелье Панкиси (Грузия), в долине реки Алазани.

Майста(в переводе с чеченского – «высокогорный, верхний, край») – древняя историческая область Чечни. Она расположена в высокогорье, к востоку от реки Чанти-Аргун, вдоль границы с Грузией [7].

Майстинцы славились своими мудрыми лекарями, хорошо лечившими раны, делавшими ампутацию органов и даже трепанацию черепа. Майстинцам, например, еще задолго до появления русских на Кавказе, известна была прививка от оспы. Они славились и как искусные строители боевых и жилых башен. И наконец, майстинцы славились и как знатоки адата – тайпового права. Именно сюда, в Майсты, который в силу своего географического положения был защищен от всевозможных нападений врагов, съезжались старейшины тайпов на официальные совещания для обсуждения адатно-тайповых вопросов.

3. Нашхой – это один из самых больших чеченских тайпов, который в традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, не входящим ни в один из тукхумов. Историческая родина – область Нашха. Согласно большинству преданий Нашха считается местом древнейшего поселения чеченцев, поэтому среди них издавна бытует мнение, что если кто-либо выходец из Нашха – то он коренной житель Чечни. Нашха, по всей видимости, сложилась как естественный центр чеченцев вследствие ее крайне выгодного географического расположения в теснинах гор. Здесь чеченцы укрылись от полчищ монголов в XIII веке, орд Тамерлана – в XIV веке, крымско-касогского завоевания – в XV веке и разрушительных шиитско-иранских походов конца XV–XVI веков. Каждый раз беженцы находили спасение в Галанчожском районе, что должно было оказать на них и их потомков сильное психологическое воздействие, и как следствие – почтительное отношение к своему убежищу. В Нашхе располагался главный народный орган власти чеченцев – Мехк-Кхел, который до выделения из него в середине XVII века Мехк-Кхеташо (как отдельного законодательного органа власти, постоянно перемещающего свою ставку) носил судебно-законодательные функции, а затем – судебную функцию. Мехк-Кхел выступал также в роли Верховного суда, где истцами могло быть обжаловано решение местного (сельского – къеда, или районного – махкама) суда. Считается, что 12 судей Мехк-Кхела собирались на горе Эрда-Корта вблизи сел Моцарой и Чармахой. Здесь же, в Моцарое, хранились главные реликвии чеченцев, связанные с Мехк-Кхелом – Къоман Яй (Национальный Котел), Къоман Тептар (Национальная Летопись) и Къоман МухIар (Национальная Печать). Котел помимо прямых функций имел также символическое значение как фактор объединения чеченцев, имена предков которых были внесены на его медные плиты. Тептар представлял собой главную летопись, в которой отражались события в истории народа и решения Мехк-Кхела; МухIар – был печатью, которой скреплялись решения и документы, выдаваемые Мехк-Кхелом. Приведенные сведения о реликвиях чеченцев обнаруживают преемственность из Урарту – переднеазиатского государства, письменность которого была расшифрована с помощью чеченского языка. В Урарту также имелось поселение Муцар в горах Ардини, где располагался главный религиозный центр урартов и храм, в котором хранились два котла и печать Багмашту. Это обнаруживает прямую аналогию с Нашхой, селом МоцIар, горой Эрда-Корта, Мехк-Кхелом и тремя национальными реликвиями чеченцев [8].

Нашха имеет древнюю преемственную традицию. Это – национальный духовно-религиозный и, в какой-то период, политический центр чеченцев. А значит, – прародина многих чеченских тайпов.