Scientific journal
Название журнала на английском

no name 1
1 work

Стоунхендж (англ. Stonehenge [ˈstəʊnˌhendʒ]) – каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия) внесённое в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3,2 км к западу от Эймсбери и в 13 км к северу от Солсбери. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному фонду.

История изучения Стоунхенджа

Одно из самых первых зафиксированных исследований этого кромлеха было произведено в первой половине XVII века британским архитектором Иниго Джонсом. В начале века Стоунхендж посетил король Англии Яков I Английский и поразился величием данного монументального сооружения. Он повелел известному архитектору нарисовать план и установить, как было построено сооружение. Записи самого Иниго не дошли до нас, однако в 1655 зять Джонса – Джон Уэбб опубликовал книгу «Самая замечательная древность Великобритании, именуемая в просторечии «Стоун-Хенг», восстановленная», хотя также можно найти информацию о том, что это книга самого Иниго Джонса. В эпоху Возрождения герцог Бекингемский Джордж Вильерс настолько заинтересовался монументом, что начал его изучение. Писатель Джон Обри рассказывает в своей книге «Древности и фольклор»: «...в 1620 году, когда король Джеймс был в Вильтоне, герцог приказал начать раскопки в центре Стоунхенджа, и этот подкоп привел к падению огромного камня». Это первое упоминание в литературе об объекте, известном сейчас как громадный центральный трилит. Обри также сообщает, что во время раскопок: «они нашли большое количество костей оленей и быков, древесных углей, наконечников стрел и некоторые части железных доспехов, изъеденных ржавчиной. Кости человеку». Обри сообщает нам, что, по словам Филиппа, графа Пемброка, каменный алтарь, обнаруженный в центре этого места, был отвезен во дворец Святого Иакова. Другой летописец, Джон Камден, так говорит об этом в своих записях: «место, где были выкопаны кости человека». Также не стоит забывать и об исследованиях Уильяма Стьюкли, которые легли в основу дальнейших изучений мегалита. Стьюкли был известен под прозвищем «Архи-друид», так как приписывал сооружение Стоунхенджа и другие мегалитические сооружения – друидам. Уильям Стьюкли, в середине XVIII века, реконструировал расположение камней, все дальнейшие исследования вносили лишь незначительные коррективы. В 20-х годах прошлого века изучением мегалита занимался Роберт Ньюол. Он переоткрыл меловые ямы, найденные еще в 1666 году Обри, нанес их на план памятника и назвал в честь первооткрывателя. Во второй половину ХХ века отметился своим изучением мегалита британский астроном Джеральд Хоккинс, написав несколько книг и крупную статью. На данный момент одним из ведущих специалистов по изучению Стоунхенджа является археолог Майкл Пирсон – британский археолог, популяризатор науки, профессор Университетского колледжа Лондона.

Предназначение Стоунхенджа

История появления Стоунхенджа еще в античные времена была забыта. Ни греческие, ни римские авторы ничего не упоминают о данном мегалите. Когда римляне, практичные и деловитые завоеватели, явились в Британию, Стоунхендж не пробудил в их душах ни малейшего благоговения – ведь в Риме были храмы, а в Египте – пирамиды, находившиеся в гораздо лучшем состоянии, чем эта группа тесаных камней. Более того, есть основания полагать, что римляне откололи куски от некоторых из его камней, возможно они опасались, что это место может стать оплотом восстания. Интерес к «постройке гигантов» был проявлен только в средневековье. Точно неизвестно, кто мог быть первым человеком, зафиксировавшим происхождение Стоунхенджа.

Наиболее полно изложил историю строения Гальфрид (Джеффри) Монмутский – автор книги «История королей Британии» (в английском полном переводе А. Томпсона под редакцией Дж. А. Джайлза и артуровские отрывки на английском языке перевел сам Дж. А. Джайлз), священник и писатель мифотворец. По его мнению, Стоунхендж был перенесен из Ирландии во времена правления Амвросия Аврелия под руководством Мерлина. По словам самого волшебника, великаны, построившие это сооружение, принесли камни из Африки [1, книга 8, глава 10]. Из трудов Тацита и Кассия следует то, что Стоунхендж – гробница древней воительницы Боудики. Со слов Тацита Боудика говорила о том, что ее стоит воспринимать не как царицу, но как мстящую за себя, мужа и дочерей женщину [2, книга 14, глава 35]. Стоит отметить, что обе версии в какой-то степени дожили до наших дней и не перестают быть актуальными, а кроме того имеют свои подтверждения. Так, например, на территории постройки были найдены захоронения людей, принадлежавших к знати того времени. Также существует теория, согласно которой Стоунхендж – древняя обсерватория. Подобное предположение было высказано еще во времена Стьюкли, но более аргументированную позицию высказал вышеупомянутый Дж. Хокинс. Он выяснил, что Стоунхендж также является своего рода счетно-вычислительной машиной, с помощью которой можно точно определить фазы луны, лунные и солнечные затмения и полнолуния. Это открытие астроном сделал при помощи ЭВМ, задав ей азимуты, которые, по его мнению, складывались из голубых камнем мегалита. Особое внимание он уделил парным голубым камням двойного кольца и главным лучам, отходящим от трилитов. Хокинс также выяснил, что в день летнего солнцестояния выход главной Авеню совпадает с восходом Солнца и его лучи совпадают с вершиной Пяточного камня [3, с. 159]. Все это подтверждало теорию о древней обсерватории. Стоит также отметить предположения о том, что Стоунхендж был объектом памяти и перенесен из Маун-Ваун и местом захоронения людей (автор теория Майк Пирсон) [4, 5]; место сбора древних бриттов и проведения празднеств (Ричард Магуик).

Однако к настоящему моменту мегалит оброс байками и легендами, связанными с его назначением и тем, кто его построил. В довольно популярных телевизионных передачах нередко можно услышать, что Стоунхендж – посадочная площадка для НЛО. Наиболее известная «антитеория» о появлении Стоунхенджа относится к XX веку. В ней утверждается, что Стоунхендж построен в прошлом веке. Она базируется на критике реставрации памятника в период с 1901 по 1965 года. При масштабной реставрации, целью которой было сохранить саморазрушающийся памятник древности для будущих поколений, были использованы краны, самолеты и другая строительная техника. Присутствие такой техники при реставрации трактуется некоторыми исследователями не как реставрация, а как строительство монумента. Также одним из аргументов в пользу того, что Стоунхендж лишь гигантская афера ХХ века, сторонники этой теории считают наличие бетона и других скрепляющих растворов, которые в одно время можно было увидеть при детальном рассмотрении камней.

Влияние Стоунхенджа на современную культуру

Бесспорно, то, что Стоунхендж – это великое наследие неолитического человека, которое будет всегда возбуждать интерес в умах ученых. Невозможно отрицать огромное влияние Стоунхенджа на современную человеческую культуру.

Влияние Стоунхенджа на культуру, теории о его предназначении и некоторые научные предположения в той или иной форме можно увидеть в развлекательной индустрии. Этот мегалит упоминается в различных мультипликационных фильмах и сериалах, которые несут в себе как познавательный характер, так и развлекательный. Так, например, Стоунхендж появился в довольно популярном на территории СНГ детском познавательном шоу «Уроки тетушки Совы» в рубрике «Чудеса света. Стоунхендж» или в мультипликационном южнокорейском сериале «Металионы», где главный герой в рамках своего экологического турне отправился в графство Уилтшир, чтобы разгадать тайну Стоунхенджа. Кроме того, Стоунхендж появлялся во множестве художественных фильмов, где этот памятник фигурировал в различных интерпретациях. Примером подобной разноплановости Стоунхенджа могут послужить такие картины, как «Робин Шервуда» и «Тор 2: Царство тьмы», где мегалитическая постройка представлена в образе капища друидов и их священного места и модели солнечной системы.

Не только на сферу развлечений наложил свой отпечаток Стоунхендж, он также повлиял на неоязычников. В частности, на поклонников кельтских друидов в Британии, которые устраивают праздники в дни солнцестояний и различные ритуальные пляски вокруг знаменитого памятника. Размах почитания британскими язычниками памятника можно оценить по высказываниям Уолла Дина (лидер британских язычников) в адрес парламента страны и лично премьер-министра Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Бориса Джонсона. В июне 2021 года друид обвинил Джонсона в использовании черной магии против народа, а также сказал, что поддерживаемый властями локдаун не сорвет празднование летнего солнцестояния в Стоунхендже. Предводитель язычников был убежден в том, что COVID-ограничения не станут препятствием для друидов, чтобы закатить «большую вечеринку», смотря на меры правительства – как на истинное зло.

Не стоит забывать и про огромное количество псевдонаучных телепередач или каналов на видеоплатформе YouTube. Одними из самых популярных на территории России псевдо- или околонаучными передачами можно назвать два таких проекта на телеканале Рен-ТВ, как: «Военная тайна с Игорем Прокопенко», «Тайны мира с Анной Чапман», в которых Стоунхендж связывают с пришельцами с других планет или из других измерений.

Безусловно, Стоунхендж культовое и одно из самых узнаваемых сооружение на нашей планете наряду с Эйфелевой башней, пирамидами в Гизе или Айя-София.