Необходимость проведения поиска и дальнейшего анализа нормативно-правовой и нормативно-технической документации, регламентирующей проведение поверки в местах осуществления временных работ, обусловлена потребностью предприятий, осуществляющих деятельность в области обеспечения единства измерений, в разработке специализированной процедуры выполнения поверки такой формы. Этот факт предопределил цель исследования – анализ имеющейся нормативно-правовой и нормативно-технической документации, регламентирующей проведение поверки в местах осуществления временных работ.
Известно, что лаборатории [1, 2], осуществляющие свою деятельность в области обеспечения единства измерений, должны быть аккредитованы Федеральной службой по аккредитации на право проведения поверки средств измерений. Такие аккредитованные лаборатории могут проводить поверку средств измерений как стационарно в лаборатории, так и с выездом на предприятия заказчика, то есть в местах временного осуществления работ. Проведенный нами анализ показал, что среди принятой в Российской Федерации различного рода документации, лишь в немногих регламентировано проведение рассматриваемой процедуры поверки средств измерений (СИ). Всю нормативно-правовую и нормативно-техническую документацию, регламентирующую процедуру поверки СИ в местах осуществления временных работ, можно условно разделить на несколько уровней (рисунок). На нижнем (базовом) уровне данной иерархии представлен документ одной из аккредитованных организаций, планирующей выполнять поверку в условиях выезда к заказчику (ООО Оренбургский метрологический центр «СТАНДАРТПРИБОР»).
Нами выделены основные пункты приведенной на рисунке нормативно-правовой и нормативно-технической документации, регламентирующие требования к проведению поверки в местах осуществления временных работ (таблица). Прежде всего подтверждено, что такая организация имеет возможность выполнять поверочные работы вне мест постоянного осуществления своей деятельности.
Уровни документации, регламентирующей проведение поверки в местах осуществления временных работ
Анализ регламентированных требований к проведению поверки в местах осуществления временных работ
Наименование законодательной, нормативной и технической документации |
Пункты, регламентирующие требования |
Формулировка требований |
Комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31 июля 2020 г. № 2510 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» |
Пункт 12 |
«Поверка средств измерений может проводится в том числе и в местах осуществления временных работ. Под местами осуществления временных работ подразумеваются: разовые работы, которые осуществляются на объектах, в помещениях, зданиях или же сооружениях и в других помещениях, которые находятся вне мест постоянной реализации деятельности аккредитованного на поверку лица» [3]. |
Данный приказ подтверждает возможность проведения поверки в местах осуществления временных работ только при обеспечении соответствующих условий, согласно установленным методикам поверки средств измерений. |
Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 октября 2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» |
Раздел III, пункт 43 |
«Существует необходимость наличия по местам осуществления временных работ помещений, оборудования, эталонов единиц величин, средств измерений, стандартных образцов, реактивов, вспомогательного, испытательного оборудования и других технических средств и материальных ресурсов, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Все они нужны для осуществления работ по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации соответствующего лица» [4]. |
Данный приказ подчеркивает необходимость наличия законного основания для применения средств выполнения поверки в местах осуществления временных работ, не принадлежащих соответствующему юридическому лицу, реализующему такую поверку. Также, область применения системы менеджмента качества на предприятии должна распространяться на места осуществления временных работ. |
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» |
Пункт 5; п.п. 7.8, 7.8.2 |
«Лаборатория должна нести ответственность за деятельность, осуществляемую как в местах её постоянного размещения, так и вне этих мест ее постоянного размещения, например, на временных или передвижных площадях, или же на объектах заказчика…в том числе, лаборатория обязана регистрировать в своих записях все места осуществления своей деятельности» [5]. |
Регулирующим требованием данного стандарта является установленная необходимость указания в отчетах лабораторий соответствующих временно используемых объектов осуществления их деятельности. |
РК 02-2021 «Руководство по качеству в области поверки средств измерений» (организация-разработчик: ООО Оренбургский метрологический центр «СТАНДАРТПРИБОР») |
Пункты 6, 6.18 |
Руководство по качеству ООО ОМЦ «СТП» устанавливает распространение области применения системы менеджмента качества в том числе и на места осуществления временных работ [6]. |
В местах осуществления временных работ предприятием должны исполняться установленные в руководстве требования и правила по обеспечению и контролю надлежащих условий для реализации деятельности в помещениях. |
Последующий анализ этих требований позволил выделить основные положения, на которые может (и должно) опираться юридическое лицо, аккредитованное Федеральной службой по аккредитации на право проведения поверки средств измерений:
1) при реализации поверочных работ вне мест постоянного осуществления деятельности от организации требуется обеспечение всех установленных требований к условиям проведения поверочных работ;
2) все применяемые организацией средства поверки вне мест постоянного осуществления деятельности должны находиться в собственности этой организации (предусматривается наличия права пользования на законном основании);
3) если организация планирует осуществлять поверочные работы вне мест постоянного осуществления деятельности, требуется отражение данного факта в документации на систему менеджмента качества организации;
4) ответственность аккредитованной организации за выполнение поверки в местах временного осуществления работ равнозначна ответственности при проведении тех же работ, но в местах постоянного осуществления деятельности;
5) организация обязана указывать в своих отчетах информацию о тех объектах, на территории которых осуществляются временные работы.
Таким образом, выполнение поверочных работ в местах осуществления временных работ в современной документации раскрыто в общих чертах. В рассмотренной нами нормативно-правовой и нормативно-технической документации устанавливается (признается легитимной) только сама возможность реализации рассматриваемого нами особого вида поверки аккредитованными лабораториями или центрами. Следует отметить, что некоторые организации Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность в области обеспечения единства измерений, активно этим правом пользуются. Однако, на наш взгляд, перед государственной нормотворческой деятельностью актуальной остается задача в нормативно-законодательной конкретизации требований и процедур в данной области.
С нашей точки зрения, с целью дальнейшей разработки процедуры проведения поверки в местах осуществления временных работ, необходимо детально рассмотреть возможные риски для конкретной организации, а также сильные и слабые стороны (SWOT-анализ) внедрения и реализации данной процедуры.
Библиографическая ссылка
Петрова Д.С., Третьяк Л.Н. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ В МЕСТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ РАБОТ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2023. – № 14. – С. 98-100;URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=748 (дата обращения: 21.11.2024).