Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2022

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01. ЭКОНОМИКА

Солодова П.С. 1 Аржанухин С.В. 1
1 Уральский институт управления – РАНХиГС
1. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 9425). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Алферьева Т.И., Ассонова О.Ю. Сравнительный анализ программного обеспечения для компьютерного сопровождения курса «эконометрика» // Сборник материалов седьмой международная научно-методическая конференция 8 – 10 февраля 2010 г. «Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2010) [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/67888/1/notv_2010_2_046.pdf (дата обращения: 14.09.2020).
3. Афанасьев В.Н., Цыпин А.П. Эконометрика в пакете STATISTICA: учебное пособие по выполнению лабораторных работ / В.Н. Афанасьев, А.П. Цыпин. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. 204 с.
4. Официальный сайт 1C. 1С: Бухгалтерия 8 [Электронный ресурс]. URL: https://v8.1c.ru/buhv8/ (дата обращения: 15.09.2020).
5. Официальный сайт 1C. 1С: ЦЕННЫЕ БУМАГИ 7.7 [Электронный ресурс]. URL: https://1c.ru/rus/products/1c/predpr/cb.htm (дата обращения: 15.09.2020).

В данной статье рассмотрены возможные способы цифровизация обучения бакалавров по направлению подготовки 38.03.01. Экономика для перехода к новой модели процесса обучения, образовательного менеджмента и способов производства образовательных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, основанных на информационных технологиях. В статье представлены примеры различных программных продуктов, необходимых для модернизации процесса образования студентов высших учебных заведений.

Перед началом нового 2020/21 учебного года 12 августа 2020 года утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Открыта новая страница в развитии высшего образования России. Модернизированный стандарт направлен на обеспечение единства образовательного пространства по направлению Экономика в Российской Федерации, сохраняет и развивает преемственность образовательных программ от начального общего до высшего профессионального образования.

Сегодня цифровые технологии становятся уникальным механизмом разностороннего развития современного высшего учебного заведения. В соответствии с пунктом 1.4. «Содержание высшего образования по направлению подготовки определяется программой бакалавриата, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно». При этом особо следует выделить пункт 1.5., который нормативно закрепляет цифровое развитие обучения в вузе: «При реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии». Вузу дано право сбалансировать стандартный набор аудиторных занятий «аналогового типа» с онлайн-продуктами, при этом есть возможность сделать акцент на увеличение объема часов, направленных на закрепление теоретического материала, развитие практической и проектной деятельности обучающихся.

Модернизированный образовательный стандарт не только предъявляет требования к результатам освоения программы бакалавриата – универсальным и общепрофессиональным компетенциям, но дает вузу уникальное право самостоятельно на основе профессиональных стандартов определять профессиональные компетенции выпускников. В Реестре профессиональных стандартов, принятых Министерством труда РФ, содержится более 800 профессиональных стандартов. Однако, профессионального стандарта «Экономист» в этом списке нет. Есть множество других профессиональных стандартов, у которых схожие с экономистами трудовые задачи. Это – профессиональные стандарты кадрового сотрудника, специалиста по финансовому контролю, экономиста-финансиста и ряд других. В этой ситуации вуз может самостоятельно выбрать трудовую функцию обучающемуся по экономической специальности, наиболее подходящую под требования рынка.

Цифровизация обучения бакалавров по направлению подготовки 38.03.01. Экономика – это переход к новой модели процесса обучения, образовательного менеджмента и способов производства образовательных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, основанных на информационных технологиях.

Профессиональные стандарты, которые определяют схожие с экономистами трудовые задачи, выделяют умение построить эконометрические модели и анализировать статистические данные. Для того, чтобы проводить эконометрический анализ, необходимо использование программных продуктов. Сложно решить, какой программный продукт лучше использовать. Наиболее частое применение находит пакет анализа данных Excel. Однако, на сегодняшний день работодатели требуют от своих кадров знания в использовании специализированных статистических и эконометрических пакетов. Сегодня самыми используемыми программами можно считать: пакеты STATISTICA 6.0, SPSS 12.00, Stata 8, STADIA 6.0, Eviews 4.1, S-Plus, StatGrathics, MathCad 12 и другие.

Указанные выше пакеты анализа данных делятся на группы, критерием деления является количество применяемых процедур статистики и эконометрики. Для таких пакетов программ как STATISTICA 6.0, SPSS 12.00 и STADIA 6.0 характерно огромное число методов статистики (начиная с элементарных дескриптивных и заканчивая сложнейшими статистико-математическими). Минусом указанных программных продуктов является недостаточно высокая гибкость эконометрических алгоритмов. Также, нередко используются программы Eviews 4.1 и Stata 8, которые предназначены, как правило, для специалистов в данной сфере. В следующую группу программ анализа можно выделить такие пакеты как S-Plus и StatGrathics. Данная группа обладает достаточно обширным списком методов статистики и отлично подходит для студентов и начинающих специалистов. Следующая группа, включающая в себя такие пакеты анализа как Mathcad и Maple, лучше всего подходит для математического анализа, проводимого специалистами в этой области. На сегодняшний день также имеется огромная потребность в использовании табличные редакторы. Наиболее популярными являются MS Excel, Lotus 1-2-3, Quattro Pro, StarOffice Calc и 602Tab. Указанные выше редакторы необходимы для наиболее быстрого ввода и редактирования чисел, после чего их преобразовывают в нужный формат. Несомненными плюсами редакторов являются возможность получения и редактирования информации из баз данных. Однако, данные программы имеют и минусы, одним из которых является недостаточное число алгоритмов и процедур обработки информации.

Для обеспечения организационно-управленческой деятельности, в которой в обязательно порядке будет принимать непосредственное участие экономист-выпускник, предлагаем программу GanttPro. Данная программа является диаграммой Ганта, которая делает возможным планирование и управление проектами в режиме online. Программа позволяет руководителю указывать необходимые к выполнению задачи, определять для каждой задачи исполняющих, отправлять им задачи и назначать срок выполнения задания. Также, программа делает возможным отслеживание различных этапов выполнения проекта, процент проделанной работы. Его может увидеть любой член команды. Данную программу делают очень удобной такие функции как: возможность настраивать личное расписание каждому участнику, начиная с часов и заканчивая годами. возможность автоматически планировать проект. Данное программное обеспечение служит отличным способом налаживания коммуникаций в команде: члены команды имеют возможность комментировать задачи и лично обсуждать между собой проект. Имеется функция Drag&Drop, позволяющая перемещать задачи, оценивать их процент выполнения. Программа может создавать сложные, состоящие из нескольких уровней проекты. Каждому участнику можно присвоить роль. Является возможным сравнивать первоначально запланированные результаты с текущими.

Другим направлением развития компетенций бакалавра-экономиста является ведение бухгалтерского и налогового учета. Для этих целей бесспорно будет необходимым изучение студентами такой программы как 1С-Бухгалтерия. Это современное спасение всех бухгалтеров. Данный программный продукт позволяет автоматизировать все процессы в бухгалтерском учете. Данная программа применяется значительной частью компаний. Данный продукт имеет большое количество преимуществ. К ним можно отнести простой интерфейс, способность подстраивать необходимые данные под конкретную ситуацию, изменяя последовательность отображения. Немаловажным качеством программы можно назвать возможность изменять программный код. Программное обеспечение поддерживает существующие системы налогообложения. А также, в программе отсутствуют ограничения по масштабам предприятия, сфере деятельности и т.д. 1C адаптируется под абсолютно любую компанию. Несомненным преимуществом является еще и то, что данный программный продукт существует в трех видах: «Базовая», «Проф» и «Корп».

Далее, согласно действующим профессиональным стандартам, чьи трудовые функции схожи с задачами экономиста, выделяются компетенции в сфере финансовой деятельности. Для этого я предлагаю ввести в образовательный курс опять же изучение такого программного обеспечения как 1С. Только в данном случае это конфигурация «1С:ERP Управление предприятием».

«1С:ERP Управление предприятием» является отличной программой для финансового планирования в организации. Она имеет множество функций и инструментов.

Данный программный продукт позволяет создавать модели финансовых планов организаций, учитывая имеющийся запас ресурсов, осуществлять контроль за денежными средствами, опираясь на указанные пределы. Отдельно выделяются планирование продаж по категориям, по номенклатуре, различные планы.

Возможно контролировать потоки денежных ресурсов за любой промежуток времени. Программный продукт обладает огромным количеством отчетов по бюджетированию и планированию, что делает возможным анализ прогнозных и текущих финансов организации.

Анализ совокупной оценки бюджетов позволяет сопоставлять планы, контролировать отклонения бюджета. Программа имеет возможность управлять процессом бюджетирования, данный процесс осуществляется достаточно просто, поскольку программное обеспечение использует табличную модель бюджетирования.

Следующей компетенцией выпускников является способность осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами. И для этой цели в 1С есть подходящая конфигурация: 1С: ЦЕННЫЕ БУМАГИ 7.7.

Конфигурация необходима для автоматизации текущего учета ценных бумаг и инвестиций в них сторонних эмитентов. Данный программный продукт широко используют в бюджетных учреждениях для ведения различных списков (контрагентов, выпусков ценных бумаг), для организации и резервирования пакетов ценных бумаг. В начале работы с программой вводятся начальные остатки по номенклатуре ценных бумаг. Важной функцией также является возможность учета ценных бумаг при продаже и приобретении Инвестором или Эмитентом, ведение регламентированных регистров учета, первичного и оперативного учета. Конфигурация позволяет вести графики оплаты процентов, амортизации номинальной стоимости и автоматический расчет начислений согласно данным графикам. Программа имеет возможность выполнять и многие другие функции.

К тому же, необходимо цифровизировать и изучение темы страхования. Предлагаем ввести в соответствующий курс изучение конфигурации «Страховое агентство». Данная конфигурация предназначена для автоматизации управления бизнесом страховых агентств и компаний. Программа для страхового агента позволяет вести базы данных учета клиентов (юридических и физических лиц), заключенных с ними страховых договоров, выставлять им счета и контролировать оплату, а также задолженности, оформлять договора и любые другие документы по шаблонам, вести перечень банков, с которыми осуществляется сотрудничество. Программа для страхового агентства не требует больших временных затрат для настройки под его требования.

Основной функционал программы заключается в учете базы заказчиков, заключенных с ними договоров, их платежей и задолженностей. В программном продукте хранятся информация о потребителях и сотрудниках, бланки строгой отчетности. Программа осуществляет формирование и учет заявок на страхование, учет компаний партнеров, в том числе банков. Также, данный продукт позволяет осуществлять различные действия, связанные с учетом деятельности сотрудников, например, формировать их месячную заработную плату с учетом % от сделок. Каждый сотрудник получает персональное право доступа к информационной базе программы.

Блок активных продаж. Ведение диалога с потенциальным клиентом от первого звонка до заключения договора. Хранение истории звонков клиенту; Возможность организации call-центра (осуществление звонков клиенту через IP-телефонию, программ организации Интернет-звонков skype, voip raider и др.; Отбор, поиск, группировка, сортировка данных по различным критериям» Организация email рассылки потенциальным и существующим клиентам; Гибкая структура БД с настройкой под любые задачи.

Таким образом, новая модель обучения бакалавров по направлению 38.03.01 предполагает системное изучении и использование названных информационных программ.


Библиографическая ссылка

Солодова П.С., Аржанухин С.В. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01. ЭКОНОМИКА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2022". – 2020. – № 6. – С. 72-74;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=355 (дата обращения: 20.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074