Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Сёмина А.А. 1 Соктоева О.Ц. 1
1 Забайкальский государственный университет
1. Алексахин А.Н. Теоретическая фонетика китайского языка. М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. 204 с.
2. Дёмина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка. М.: Восточная литература, 2006. 88 с.
3. Кочергин И.В. Очерки лингводидактики китайского языка. М.: Восточная книга, 2012. 210 с.
4. Спешнев Н.А. Китайская филология: Избранные статьи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 232 с.
5. Ануфриева С.А., Соктоева О.Ц. Китайский алфавит в картинках: прил. к учеб. пособию «Китайский язык для начинающих». Чита: Изд-во Забайкал. гос. ун-та, 2016. 185 с.

В данной статье рассказывается об особенностях формирования произносительного навыка у школьников на начальном этапе изучения китайского языка. Актуальность данной темы обусловлена популярностью китайского языка в качестве иностранного в общеобразовательных школах, а также в высших учебных заведениях. В статье обозначается важность фонетической стороны языка, влияние фонетических навыков на дальнейшее изучение китайского языка. Рассказывается об наиболее эффективных и интересных приёмах формирования произносительных навыков у учащихся.

В методике преподавания иностранных языков одной из самых значимых проблем является проблема обучения произношению на начальном этапе обучения языку. Овладение фонетической стороной языка выступает основой для дальнейшей работы с лексикой, грамматикой, а также овладения языком в целом.

Обучение фонетике как процессу требует от учащихся знание строения речевого аппарата, что представляет сложную методическую проблему, поскольку на начальном этапе эта информация является наиболее трудной для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и со стороны учащихся [1].

Целью нашего исследования является изучение методики обучения произношению на начальном этапе изучения китайского языка. На начальном этапе обучения происходит формирование произносительной базы, на последующих этапах она должна упорядочиваться, каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению.

Материалами для исследования послужили труды таких известных китаистов, как А.Н. Алексахин, Н.А. Демина, Т.П. Задоенко, А.Ф. Кондрашевский, И.В. Кочергин, Н.А. Спешнев, О.А. Масловец, О.Г. Кобжицкая, также были изучены публикации преподавателей кафедры китайского языка Н.С. Цзоу, С.В. Науменко и О.Ц. Соктоевой.

Основные методы, использованные в ходе данного исследования: анализ теоретической литературы по методике, лингвистике, языкознанию; анализ изученной информации; обобщение практического опыта известных методистов в соответствии с данной проблемой, а также метод систематизации.

Сформировать фонетический навык у учащихся на начальном этапе изучения иностранного языка означает научить их правильно ассоциировать слышимый звук со значением, соответствующим ему, а также воспроизводить звуки иностранного языка, передавая определённые значения. Конечным результатом формирования навыка является умение произносить звуки так, как это делают носители языка, умение воспринимать на слух иностранную речь и понимать смысл доносимой информации [2].

Преподавателю необходимо использовать различные приёмы формирования произносительного навыка у учащихся, чтобы сделать процесс формирования произносительного навыка наиболее эффективным и интересным, а также привить ученикам положительную мотивацию к изучению языка.

Одним из наиболее эффективных приёмов, используемых на уроках китайского языка, является фонетическая зарядка. Фонетическая зарядка – это специально сформированное тренировочное упражнение, направленное на произношение звуков иностранного языка. Фонетическая зарядка помогает усвоить новые звуки и звукосочетания, а также предупреждает забывание изученного ранее фонетического материала и препятствует деавтоматизации приобретённых фонетических навыков [3].

Уже на начальном этапе зарядка помогает сформировать основные механизмы правильного произношения, а также избежать появления серьёзных ошибок, связанных с произношением иноязычных звуков, исправить которые в дальнейшем будет очень трудно.

Другим необходимым приёмом формирования произносительных навыков являются специально подобранные фонетические упражнения.

Для развития фонетических навыков должны быть представлены такие упражнения как дифференциация тонов в словах, развитие интонационного слуха, кратковременной памяти, фонетического слуха, навыка соотношения фонетической оболочки слова и его значения. Данные упражнения способствуют правильному восприятию фонетики китайского языка, а также помогут справиться с особенностями изучения данного языка.

Используя такие упражнения (прослушивание и повтор за звукозаписью; упражнение на отработку тонов китайского языка, финалей и инициалей, отдельных звуков и звукосочетаний и т.д.), преподаватель помогает учащимся усвоить фонетику языка, избежать произносительных ошибок, а также осуществляет контроль над процессом формирования фонетических навыков.

При регулярном использовании данных упражнений на уроках, преподаватель постепенно формирует фонетические навыки у учащихся, фонематических слух и правильную артикуляционную базу языка [4].

Особое внимание стоит уделить игровым методам формирования произносительного навыка, а именно фонетическим играм.

Игры часто оказываются наиболее эффективным приёмом, так как всегда пользуются интересом у учеников. Они не требуют дополнительной мотивации и особых усилий, делают процесс изучения языка увлекательным и помогают сформировать положительное отношение к изучаемому языку.

Фонетические игры помогают учащимся преодолеть трудности в изучении фонетики более лёгким и интересным способом. Не стоит думать, что игровые формы проведения занятий используются лишь в начальной школе, по мере взросления учащихся игры усложняются, но не исчезают совсем.

Игры на развитие звукопроизношения помогают развивать навыки правильного произношения звуков китайского языка, для этого нужны различные приемы для тренировки произносительных навыков.

На начальном этапе обучения китайскому языку чаще используются фонетические игры в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения придыхательных, среднеязычных, свистящих и шипящих звуков, а также тонов или в качестве фонетической зарядки. Далее реализация фонетических игр происходит на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен, загадок и приобретённый опыт в играх может быть использован в дальнейшем на занятиях по китайскому языку [5].

Существует множество различных приёмов формирования произносительных навыков (помимо фонетической зарядки и фонетических упражнений, это чтение текстов, фонетические игры, чтение и заучивание диалогов и монологов на иностранном языке и т.п.). Преподавателю важно отобрать наиболее интересные и эффективные, соответствующие уровню владения языком учащихся, их возрастным и интеллектуальным особенностям. Также важно учитывать их уровень подготовки и способности к изучению языков.

По результатам данного исследования была выявлена специфика фонетики китайского языка, особенности обучения фонетике на начальном этапе изучения языка, были выбраны наиболее эффективные приёмы обучения произношения, а именно фонетическая зарядка, фонетические упражнения и игры, а также был разработан комплекс упражнений, способствующих формированию и развитию фонетического навыка у учащихся.


Библиографическая ссылка

Сёмина А.А., Соктоева О.Ц. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 6. – С. 54-55;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=347 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674