Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ НА ПРИМЕРЕ ГКУ РС(Я) «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДА Г. ЯКУТСКА»

Федорова В.К. 1 Давыдова В.Я. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2016. Т. 15. № 1. С. 3–19.
2. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2014. 412 с.
3. Зубова И.Г. Социальная защита населения в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Зубова, А.Г. Коноплева, С.П. Головач. М.: Кнорус, 2015. 530 с.
4. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики сиротства / Под общ. ред. Е.В. Гуровой. М., 2016. 412 с.

В статье рассматривается опыт социальной поддержки одиноких матерей на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда Якутска». В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование, целью которого было изучения эффективности мер социальной поддержки одиноких матерей. Анализ анкетирования показал, что ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска» недостаточно эффективно работает в области осуществления мер социальной поддержки одиноким матерям г. Якутска.

Проблема демографии и института семьи сегодня ставится в России особенно остро ввиду демографического кризиса. Низкий уровень рождаемости наряду с высоким уровнем смертности являются ключевыми проблемами в современном государственном управлении в области социальной политики [3, с. 44].

Основной фактор, который увеличивает количество монородительской семьи сегодня, – это разводы. Кроме того, новая тенденция на раздельное проживание, а также внебрачные рождения детей, раннее овдовение в результате повышения смертности мужского населения – все эти факторы являются негативными в формировании роста семей, имеющих только одного родителя (чаще – мать), из–за чего такие семьи называют материнскими [4, с. 190].

Одинокие матери – социальная категория граждан, особо пристально нуждающаяся в изучении и обосновании практических направлений для осуществления в отношении них мер социальной поддержки.

Как считает Л.И. Анцыферова, одиноких матерей стоит рассматривать как всех женщин, которые воспитывают детей без супруга, особо отмечая, что «как исследования, так и практика адресной социальной защиты наиболее уязвимых групп населения должны учитывать не только юридический статус женщин как незарегистрированных, вдов, замужних или разведенных, а реальный статус, ресурсы и стратегии выживания одиноких матерей» [1; с. 6].

Законодательство на 2019-2020 годы не определяет одинокую мать. Существует определение лица с семейными обязанностями и родителя-одиночки, воспитывающего ребенка самостоятельно. Эти понятия закреплены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2014 года, которое регламентирует работу лиц с семейными обязанностями, воспитывающих малолетних детей самостоятельно [2; с. 213].

Одинокая мать, проживающая на территории Российской Федерации и имеющая подтвержденный с юридической точки зрения статус, имеет право на то, чтобы получать различные виды помощи от государства. Выплаты и пособия, кроме тех, которые предоставляются работодателем, могут быть осуществлены на уровне федерального и регионального бюджетов.

В данной статье рассматривается опыт социальной поддержки одиноких матерей на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска». Мы считаем, что эффективность мер по оказанию социальной поддержки семьям одиноких матерей зависит от удовлетворенности клиентов Управления.

В качестве метода исследования был выбран такой качественный метод исследования, как опрос по специально разработанной анкете из 28 вопросов. В итоге приняли участие 50 одиноких матерей, вставших на учет в Управление.

Благодаря проведенной работе мы выяснили, что почти половина обследуемых матерей имеют одного ребенка (44 %), 19 – двоих (38 %), 7 – троих (14 %) и оставшиеся 2 – четырех и более детей (4 %). К категории «многодетных семей» относятся 28 % респонденток. Также (82 %) опрошенных матерей относятся к категории «Малоимущие семьи». Это свидетельствует о том, что значительная доля одиноких матерей, вставших на учет в «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска» нуждаются в помощи.

По результатам исследования было выявлено, что большинство одиноких матерей (88 %) удовлетворены услугами, предоставляемыми Управлением. Однако почти (12 %) респонденток высказали, что совсем не получили помощь от работников Управления. Это свидетельствует о том, что необходимо предпринять ряд новых мер для улучшения качества обслуживания в Управлении социальной защиты населения и труда г. Якутска.

На вопрос об информированности мнения респонденток разделились поровну. Представляется возможным сделать вывод о том, что работники Управления недостаточно информируют получателей услуг обо всех мерах социальной поддержки, которыми может воспользоваться одинокая мать, обратившаяся в социальную службу. По всей видимости, те 50 % матерей, которые ответили утвердительно на вопрос, из числа тех, кто стоит на учете в Управлении уже не первый год и явно знаком с порядком осуществления социальной поддержки одиноких матерей.

Среди услуг, которые получили обратившиеся одинокие матери, респондентки отметили следующие: назначение пособия по беременности и родам (64 %); назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (58 %); назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (64 %); назначение ежемесячного пособия на ребенка (82 %); назначение единовременного пособия при рождении ребенка (36 %); назначение пособия по потере кормильца (15 %); федеральный материнский (семейный) капитал (54 %); оформление заявления на единовременную материальную помощь гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (34 %); постановка семьи на учет для получения льгот (любого характера) (82 %).

Среди услуг, которые одинокие матери хотели бы видеть, – предоставление повышенного размера пособий на ребенка (детей), дополнительные выплаты, помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг, льготы при поступлении детей на учебные заведения, а также нематериальные виды поддержки (например, было указано «предоставлять путевки для отдыха ребенка»).

Относительно быстроты принятия решения (56 %) опрошенных клиентов Управления отметили, что очень долго ожидали его (более 2–х месяцев). Это говорит о том, что помощь и социальная поддержка часто оказывается несвоевременно, без учета того, что одинокие матери оказываются в сложной ситуации «здесь и сейчас», и принимать решение об оказании мер социальной поддержки требуется безотлагательно, по возможности сокращая срок принятия решения.

Благодаря вопросу «Устраивает ли Вас результат представленной Вам меры социальной поддержки как одинокой матери?» мы выяснили, что (40 %) опрошенных матерей частично удовлетворены представленной помощью Управления, (36 %) – полностью удовлетворены и (24 %) – совсем не удовлетворены. Это свидетельствует о том, что специалисты в Управлении работают неэффективно, страдают сроки оказания социальной поддержки, по заявлениям респонденток, они не увидели хорошего отношения к ним со стороны работников. Также и в отношении доброжелательности и вежливости: частым ответом респонденток был «совсем не доброжелательны» – (32 %), «не вежливы».

Исходя из того, что многие недовольны компетентностью сотрудников Управления, следовало бы предположить, что часто поступают и жалобы на сотрудников и на Управление как государственное учреждение в целом. Однако это не так, и с жалобами обращалась меньшая часть одиноких матерей – (12 %), более половины (88 %) не обращались с жалобами, т.е. они вполне удовлетворены услугами, или не считают возможным жаловаться.

В целом же, одинокие матери отмечали, что среди трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в результате обращения в Управление, были следующие: отсутствие доброжелательности, особенно на этапе консультирования по выплатам пособий; некомпетентность сотрудников; очень долгое ожидание в очереди; неполное информирование сотрудниками Управления обо всех мерах социальной поддержки, положенных одиноким матерям; неверное первичное консультирование; отсутствие автоматического продления пособий при предоставлении всех документов.

Таким образом, исходя из проведенного опроса, стало понятно, что в деятельности Управления существуют определенные проблемы, требующие решения. При осуществлении деятельности по оказанию социальной поддержки одиноким матерям в Управлении, в целом можно выделить следующие проблемы и пути их решения:

1. Недостаточное техническое оснащение отдела выплат, что не позволяет с достаточной оперативностью выполнять возложенные на отдел поручения, и создавать единый специализированный банк учёта данных. Для осуществления рационального и эффективного управления системой социальной защиты населения создаются справочно-правовые базы, которые являются составными частями автоматизированных информационных систем, используемых в сфере социальной защиты населения. Они позволяют, с одной стороны, решать проблемы, связанные с обеспечением права гражданина на получение той или иной формы социальной защиты, а с другой стороны, облегчают работу кадровых сотрудников органов социальной защиты населения по определению и законному назначению льгот и пособий одиноким матерям.

2. Недостаточно осуществляется информирование одиноких матерей о причитающихся им льготах и выплатах. Для более удобной и быстрой работы отдела по назначению и выплате пособий семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, к которым относятся и одинокие матери, должен быть принят порядок учета льготных категорий граждан. Это позволит проанализировать реальную необходимость в разработке тех или иных нормативных документов, направленных на улучшение уровня и качества жизни наиболее нуждающихся слоев населения и пути развития социальной защиты в целом.

3. Отсутствие знаний современного законодательства и соответствующей квалификации у работников для принятия своевременных и оперативных решений при назначении пособий и доплат. Для этого необходимо: определить для работников квалификационные требования; ежегодно проводить обмен опытом работы, проводить семинары для сотрудников, оказывать им методическую помощь, более активно использовать формы выездных семинаров и встреч; практиковаться в отправке специалистов на стажировку в другие территориальные управления.

4. Проблемы долгого обслуживания, ожидание в очереди на прием. Данная проблема характерна практически для всех учреждений социальной защиты России. С целю снижения времени ожидания, а также времени на обслуживание одиноких матерей необходимо: разработать внутренние регламенты по нормативу на обслуживание (сейчас такие регламенты отсутствуют) по типу обслуживания в Многофункциональных центрах; возможно пересмотреть штатное расписание и, в случае необходимости, принять дополнительно работников; пересмотреть работу администраторов–координаторов, которые находятся в приемном зале (зале ожидания приема) с целью пересмотра регламента на обслуживание в этой зоне; сформировать единую систему взаимодействия координатора в приемном зале и работников, непосредственно осуществляющих обслуживание одиноких матерей.

5. Отсутствие достаточной эффективности мер социальной поддержки для одиноких матерей г. Якутска. Для решения проблемы необходимо: осуществить пересмотр направлений в рамках расширения социальной помощи (как денежного, так и нематериального характера); внести предложения в местную администрацию о пересмотре выплат, а также порядке их определения по критерию нуждаемости. В частности, произвести расчет возможности оказания одиноким матерям помощи в виде компенсирования услуг по ЖКХ.

6. Трудности с оформлением записи и в целом получения услуги социальной поддержки. С целью решения проблемы требуется: разработать приложение, позволяющее одинокой матери записаться на прием, а также продлить пособие или другую меру социальной поддержки в режиме онлайн, без посещения Центра. Также предусмотреть возможность оформления всего перечня услуг через Многофункциональные центры, увеличив тем самым межведомственное взаимодействие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важность проведенного исследования доказана. Все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены. Гипотезы о том, что меры по оказанию социальной поддержки семьям одиноких матерей недостаточно эффективны, и что эффективность зависит от удовлетворенности клиентов Управления социальной защиты населения и труда г. Якутска доказаны.


Библиографическая ссылка

Федорова В.К., Давыдова В.Я. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ НА ПРИМЕРЕ ГКУ РС(Я) «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДА Г. ЯКУТСКА» // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 6. – С. 44-47;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=343 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674