Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что «социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьезными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. А ведь потребность в общении со взрослыми и особенно со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста становится одной из главных.

Культура общения – это знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Формировать культуру общения у старших дошкольников в ДОО необходимо во всех видах деятельности: регламентированной, совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также привлекать родители к этому процессу. Несмотря на то, что уже достаточно долгое время изучается и внедряется в педагогическую деятельность воспитателя использования народных традиций в формировании культуры общения старших дошкольников, но она все еще остается нерешенной, а потому крайне актуальной и требующей изучения.

Этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру обычно соответствует и высокая культура общения. По мнению Васильевой Т.Г., «этикет представляет собой поведенческое оформление нравственных обязанностей» [1, с. 43] Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо с дошкольного возраста. Большое внимание проблеме воспитания культуры поведения детей уделяли в своих трудах такие педагоги и психологи, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, О.В. Корчинова и др.

Формирование у дошкольников осознанного отношения к соблюдению правил этикета осуществляется во взаимодействии семьи и ДОО. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Г.Н. Волков указывал, что функция общения в семье суммирует действия природы, игры, слова и дела и порождает новое качество – отношение, взаимоотношение, теплоту чувств, сердечность, привязанность, любовь. (Именно поэтому воспитателем детского сада необходимо работать в тесном контакте с родителями. Воспитание поведенческой культуры у детей предполагает совместную работу воспитателя и родителей. М.В. Осорина писала, что «коммуникативный опыт не только добывается каждым ребенком самостоятельно, но и социально наследуется» (, с.55)

Диагностику сформированности у детей навыков этикета мы проводим в форме беседы, опросы о владении детьми формами речевого этикета, этикета внешнего вида, этикета в общественных местах, знаний поведения за столом, сервировки стола. Проводится анкетирование и среды родителей, в процессе которого выявляем семьи с высоким, средним и низким уровнем соблюдения норм этикета.

Основными задачами обучения детей правилам этикета являются:

– развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, братьями, сестрами и другими людьми;

– выработки у детей положительных черт характера, способствующих взаимопониманию с родителями, детьми, окружающими людьми;

– обучение речевым средствам общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Родители, а также бабушки и дедушки при умелом руководстве воспитателя могут принимать активное участие в проведении занятий «Столовый этикет», «Прием гостей», «Посещение театра» и другие.

В качестве обучения по предмету «Этикет» мы провели такое занятие, как «Красота в человеке» на основе чтения сказки «Орешки» (Т. Лепихина).

Цель: формирование представления о том, что доброта, честность, смелость и есть проявление Красоты души; учить понимать, что в любой сказке за сказочными действиями скрыты нравственные ценности человека.

После прочтения сказки было организовано обсуждение по вопросам:

1. Каким должен быть человек?

2. Что в человеке самое главное?

В конце занятия были проведены игры и тренинги на сплоченность, доброжелательное отношение друг к другу, принятие и уважение.

Для формирования навыков этикета мы используем также народные сказки и фольклор. Например, провели занятие «Идеал совершенного человека в якутских сказках»

Цель. Дать представление о поведении совершенного человека, представленном в якутских народных сказках.

Рекомендуемые сказки: «Гусь и журавль», «Как ласка осталась без хвоста», «Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами», «Умная девушка», «От Сыгынньах» (Травяная доха), «Хороший Юдьюйэн» и др.

Приемы для закрепления:

– Прием «свитка». (Напишите, чем отличается поведение совершенного человека).

– Рисование понравившихся эпизодов из сказки.

– Инсценировка отрывка из сказки и т.д.

Таким образом, культура общения строится на основе культурных ценностей, традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе. Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. В том числе она предполагает освоение дошкольником культурных норм речи, включая речевой этикет и грамотность речи. Их знание позволяет ребенку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде.