Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

Героический эпос олонхо был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г.

В русскоязычных детских садах желание знать об эпосе якутского народа «олонхо» у детей возникает прежде всего под влиянием внешних благоприятных условий, учитывающих активность и любознательность ребенка, его склонность к творчеству, способность к игре. Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Используя игру как средство в ознакомлении дошкольников с эпосом олонхо, воспитатель имеет возможность развивать интерес, любознательность детей, их потребность в получении новых знаний.

Цель исследования: ознакомление русскоязычных детей старшего дошкольного возраста с эпосом олонхо через игровую деятельность.

Задачи:

– Раскрыть основные цели и задачи использования игр при ознакомлении детей дошкольного возраста с эпосом олонхо.

– Раскрыть значимость игрового метода обучения при ознакомлении с эпосом олонхо.

Ожидаемый результат: использование игровых методов при ознакомлении русскоязычных детей с олонхо повысит у них мотивацию к дальнейшему изучению якутского фольклора, а также пополнится игровая среда группы по теме «Олонхо» в процессе совместной работы с родителями.

Л.С. Выготский [1] и Д.Б. Эльконин [5] называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника.

И.Л. Шолпо [4] предлагает следующую классификацию обучающих игр: ситуативные обучающие игры, соревновательные обучающие игры, ритмо-музыкальные и художественные обучающие игры. В нашей работе мы уделяем отдельное внимание к ситуативным обучающим играм.

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.

Е.И. Негневицкая и А.М. Шахнарович в работе «Язык и дети»(М., 1981) указывают на важность учета главных качеств обучающей игры: она должна быть игрой. Советский энциклопедический словарь определяет игру как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе. Это очень важный признак. Поэтому, вводя в занятия игры, ее дидактический результат важен для педагога, но не может явиться побудительным мотивом для деятельности детей [3].

Игра должна изменить сам стиль взаимоотношений между детьми и взрослым педагогам, который не может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда он этого хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто вызывает у него симпатию. Педагог не может быть лишь организатором игры – он должен играть вместе с ребенком, потому, что дети с большой удовольствием играют со взрослыми и потому, что игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя.

Таким образом, обучающая игра – это ориентированная на зону ближайшего развития игра, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности. Дж. Селли пишет: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение». Д.Б. Эльконин считал роль и связанные с ней действия центральным моментом игры. Наблюдая за развитием ролевой игры у дошкольников, ученый заметил, что прежде всего возникает представление о роли, которое может быть сведено к внешнему знаку (костюм, инструменты), затем роль начинает диктовать определенные действия, и, наконец, в изображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение правил поведения, соответствующих данной ситуации [5].

Таким образом, можно сказать, что основа любой игры – ролевая. Ребенок в ролевой игре может выступать в роли себя самого, другого ребенка или взрослого, сказочного персонажа или животного, ожившего предмета и т.п. – возможности здесь неограниченны. Его партнером может становиться другой ребенок, учитель кукла, воображаемый герой, помощник-актер или второй педагог, всегда играющий одну и ту же роль, и т.д.

Олонхо как феномен педагогической культуры богата самыми различными методами и приемами воспитания ребенка как личность [2]. Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с олонхо, мы организовали с детьми разные виды игр: интерактивная игра «Три мира олонхо», «Эрчимэн Бэргэн»; подвижная игра ДИП «Сонор» представлена в нашей работе в разных тематиках: «Ньургун Боотур и абаасы», «Богатырь Среднего мира и его кони», «Сабыйа Баай Хотун (мама) и дети Кун Дьирибинэ (мальчики), «Туйаарыма Куо в балагане», «Саха Саарын Тойон и дети Кун Дьирибинэ», «Туйаарыма Куо во дворе». По теме «История предков» включили следующие игры: игра «Шнуровка якутских посуд»; настольная игры «Хабылык» и «Хаамыска», строительно-конструктивная игра «Макет балагана».

В целях дальнейшего изучения и ознакомления с эпосом олонхо и подключить всех педагогов детского сада, мы разработали проект лаборатории «Педагогика олонхо в ДОУ».

Цель работы лаборатории: построение инновационной сети методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений района по педагогике олонхо.

Задачи:

1. Создание условий, обеспечивающих возможность распространения опыта работы на основе накопления и передачи ресурсов (нормативных, методических, практических, информационных и т.д.) в области педагогики олонхо.

2. Трансляция опыта работы по педагогике олонхо в педагогическом сообществе.

3. Повышения уровня теоретических знаний и практических умений педагогических работников дошкольных учреждений по педагогике олонхо.

Календарный план на один учебный год

Месяц

Тема

Цель и задача

Итоговое мероприятия

Работа с родителями

Октябрь

«Героический эпос олонхо народа саха»

Цель: Ознакомить с эпосом олонхо

Квест-игра по интерактивной игре «Три мира олонхо» «Идем спасать Туйарыма Куо»

Изготовление вместе с ребенком макет якутского балагана и забора

Ноябрь

«История предков»

Цель: Ознакомить утварь и забор балагана

Выставка макетов якутского балагана

Декабрь

Знакомство героев с олонхо «Ньургун Ботур Стремительный».

Цель: Ознакомить с характером героев олонхо и песенный разговор героев

Презентация героев олонхо «Я знаю»

Подготовить презентацию 1-го героя с олонхо

Январь

«Игры Дыгына»

Цель: Ознакомить с якутскими подвижными национальными играми

Спортивные соревнования с родителями «Игры Дыгына»

Участие в спортивной игре с детьми

Февраль

Чарующие звуки якутских музыкальных инструментов

Цель: Ознакомить с якутскими музыкальными инструментами

Викторина: «Угадай мелодию»

Изготовление ударных и шумовых якутских

музыкальных

инструментов

Март

Инсценировка олонхо «Ньургун Ботур Стремительный»

Цель: Постановка театрализованной игры «Ньургун Боотур Стремительный»

Театрализованная постановка «Ньургун Боотур Стремительный»

 

Апрель

Разучивание якутского танца «Осуохай»

Цель: Ознакомить для чего нужен танец осуохай

Путешествие по трем мирам «Встреча солнца»

Изготовление костюмов для театрализованной

постановки

Май

Подготовка к национальному празднику «Ысыах»

Цель: Закрепить пройденный материал

Интегрированное открытое музыкальное занятия

 

Направления работы педагогической лаборатории:

– организационное: планирование работы лаборатории, выявление и учет потребностей образовательной среды, обеспечение методического сопровождения работы лаборатории; организация обучающих мероприятий для педагогических работников ДОУ, подготовка методических материалов, внедрение накопленных ресурсов в практику дошкольных учреждений района;

– методическое: сбор методической базы обобщение и распространение опыта работы по педагогике олонхо, оказание персональной методической помощи педагогам в организации работы по педагогике олонхо;

– учебное: внедрение разработанных и освоенных методов и технологий педагогики олонхо в практику работы ДОУ района и распространение накопленных опыта среди педагогического сообщества района и города.

– научно-исследовательское: разработка и апробация инновационных технологий и методик по педагогике олонхо.

– педагогическое направление: повышение уровня теоретических знаний и практических умений педагогических работников ДОУ в области педагогика олонхо, развитие мотивации педагогических работников к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности по педагогике олонхо.

Таким образом, для работы использование игрового метода при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с эпосом олонхо необходимо взаимодействие всех педагогов детского сада, а также родителей детей. В этом случае лаборатория «Педагогика олонхо в ДОУ» станет основой этнопедагогики, направленной на сохранение и распространение эпоса олонхо в ДОУ.