Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

«Формирование самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников посредством музыкальной предметно – развивающей среды» заключается в том, что воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) от 2014 к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1, с. 14]. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда.

Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны быть доступны детям, соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте – средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия [2, с. 182].

Методологической основой статьи являются труды Ветлугиной Н.А., Кенеман А.В, Радыновой О.П., Зиминой А.Н., изучавших о музыкальном воспитании в детском саду.

Цель: создание музыкальной развивающей предметно–пространственной среды для формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

2. Проанализировать интерес детей к музыкальной деятельности.

3. Разработать и апробировать перспективный план формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе детского сада.

4. Подвести итоги исследования.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества [3, с. 113].

Среда в широком понимании слова – «жизненное пространство», окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс. С точки зрения современных принципов музыкально развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия, и в тоже время, она должна способствовать решению всего многообразия программных задач образовательной области «Музыка». Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Музыкальная предметная среда в группах ДОО должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Она организуется по трем основным блокам: 1) восприятие музыки; 2) воспроизведение музыки; 3) музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую. Одной из важных особенностей является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя свое педагогическое сопровождение творчески активным, но косвенным образом. И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того или иного вида музыкально-игровой деятельности является наличие педагогически насыщенной предметно-развивающей среды: музыкальных инструментов, игрушек, атрибутов и других средств, необходимых для ее протекания и развития [4, с.65]. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование. Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно – развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре [5, с. 147]. Таким образом, музыкальная среда о средстве одним из компонентов педагогической системы представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста [6, с. 184]. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зиминой. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [6, с. 184]. В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами). Активное участие детей в процессе музыкального развития, стремление выразить свое эмоциональное отношение в словах, движениях, рисунках, интонациях и т.д. позволяет им глубже проникнуть в музыкальный образ, пережить его и сознать [7, с. 65-67].

Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников занимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыки, когда ребенок обращается к ней по собственной инициативе. Самостоятельные музыкальные проявления возникают только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы. В соответствие выше сказанным следует отметить, что самостоятельная музыкальная деятельность является ярким показателем уровня художественного развития ребенка, ведь только обладая определенным опытом, запасом способов действий, умений и знаний, он сможет переносить все это в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.