Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через органы зрения. Заболевания глаз у детей в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в очень раннем возрасте и имеет выраженный характер. К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм.

Для слабовидящего ребенка осязание – главный фактор для познания окружающего мира, так как посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении, поэтому осязание при слепоте выступает как ведущий фактор компенсаторного развития незрячего. Развитие осязательного чувства, как и развитие других чувств, достигается путем упражнений. Ребенка надо учить различать поверхность, температуру и другие осязаемые признаки. Важно научить детей ощупывающим действиям в соответствии с особенностями воспринимаемого объекта. При этом важно учитывать, что у детей с нарушением зрения особенно сложно складываются зрительно-осязательные взаимосвязи, так как и в норме этот процесс еще окончательно не завершается. Так, дети еще не владеют планомерным осязательным обследованием из-за несформированности осязательно-двигательных ориентировок на выделение вначале основных, а затем дополнительных деталей и признаков. Суть способов осязательных и других видов ощущений заключается в обучении детей с нарушением зрения, разработанным в соответствии со спецификой сенсорного развития познавательным действиям с чувственно познаваемыми свойствами вещей.

В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо обучать действиям с предметами [1, с. 28].

От понимания закономерностей сенсорного развития ребенка при нарушении зрения существенно зависит содержание и методика сенсорного воспитания, позволяющая преодолевать зрительную недостаточность.

Сенсорное развитие, в общем смысле, (от лат. Sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира [2, с. 23].

Наиболее полное определение сенсорному развитию сформулировала А.П. Усова: «Сенсорное развитие – это формирование у ребенка качественно новых сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта» [3, с. 34].

Дидактические игры и упражнения являются одним эффективных средств сенсорного развития, которые действенно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению различных признаков, в том числе и для слабовидящих детей дошкольного возраста.

Дидактические игры для сенсорного развития позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия, так как в жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют визуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение [4, с. 25].

К дидактическим играм для сенсорного развития детей относятся:

– игры, формирующие обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, позволяющие узнавать и называть объект;

– игры, обучающие детей приемам классификации, сериации, дифференциации по сходным и отличительным признакам;

– игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном значении объектов и предметов окружающей действительности на основе сенсорных ориентировок;

– игры, обучающие детей пространственной ориентировке на основе различных сенсорных анализаторов;

– игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой);

– игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимики, жестов, интонации [4, с. 26]. Цель работы – организация игротеки по сенсорному развитию детей с нарушением зрения.

Работа на формирующем этапе эксперимента проходила с детьми экспериментальной группы. При организации развивающей предметно-пространственной среды, мы включили следующие принципы:

– информативности, где предусматривали разнообразную тематику материалов и оборудования;

– полифункциональности, предусматривающей возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды;

– педагогической целесообразности наполнения предметно-развивающей среды;

– трансформируемости, позволяющий вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Все предметы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Для развития мелкой моторики рук нами были использованы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, матрёшки. Все игрушки разных цветов, чёткой несложной формы, разных размеров. Наглядные материалы, которые мы использовали в дидактических играх для детей с нарушением зрения, были четкими, без лишних, мешающих восприятию, деталей. Контур изображения был хорошо виден или обведен.

В зависимости от зрительной нагрузки, которую определил врач-офтальмолог, размеры изображений были различной величины (чем меньше зрительная нагрузка – тем крупнее изображение). В связи с этим, в некоторых играх мы использовали цветные фоны, чаще всего это были зеленый, коричневый и светлый, т.к. именно эти фоны способствуют более четкому зрительному восприятию изображения.

В нашей экспериментальной группе детей – все с диагнозом – амблиопия. Отметим, что при высокой степени амблиопии, предметы и изображения мы делали более крупными, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшали. Самые мелкие предметы не были менее 2 см, ведь у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук и им трудно работать с очень мелким материалом. В зависимости от диагноза и степени заболевания, мы использовали различный дидактический материал в работе с детьми.

Детям со слабой степенью амблиопии предлагали дидактические игры: «Найди предмет указанной формы», «Мишка и зайчик», «Собери фигуры», «Найди картинку» – размеры не менее 10-15см. Детям со средней степенью амблиопии: «Сложи радугу», «Узнай по звуку», «Найди пару», «А что потом?», «Ударь в бубен», «Сухой дождь», «Молчанка» – размеры от 15 до 20 см. Детям с высокой степенью амблиопии: «Лабиринты», «Трафареты», «Что изменилось?», «Три медведя»,«Когда это бывает?»- размеры от 20см. и более. Размеры очень важны, так как для детей с одним диагнозом это соответствующий размер, а для других нет.

Приведем некоторые примеры дидактических игр.

Дидактическая игра «Найти предмет указанной формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речи.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Дидактическая игра: «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цели: развитие зрительного восприятия, памяти, внимания; развитие мелкой моторики пальцев рук; снятие мышечных зажимов.

Дидактическая игра «Где что находится?»

Игра проводится индивидуально или с подгруппой из двух детей.

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на микроплоскости, обозначать в речи расположение предметов в микропространстве.

В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов. Многие дети научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.