В настоящей статье авторы описывают результаты проведенного исследования по изучению применения интегрированных уроков в системе общего образования. Конкретизированы условия эффективности использования этого типа уроков в начальной школе. Материал будет полезен педагогам системы общего образования.
Обучение детей в начальной школе значительно отличается от всей дальнейшей системы образования тем, что именно на этом этапе формируются основы учебной деятельности, происходит становление познавательных интересов, появляется (или нет) желание учиться, что при правильной организации способствует становлению самосознания, самооценки ребенка, формированию познавательных мотивов.
Специфика работы учителя начальных классов состоит в том, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть противоречия и научить ребенка представлять окружающий его мир, как единое целое.
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности и познавательной активности обучающихся. Так как деятельность учителя обращена к личности ученика, что способствует всестороннему развитию способностей, активизации его мыслительных процессов, побуждают к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться в различных жизненных ситуациях. Методологические функции системного подхода применения интегрированных уроков разработаны в работах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Л.А. Петрушенко, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. Системный подход позволяет осуществлять процесс обучения в соответствии с такими дидактическими принципами, как взаимосвязь и развитие мира. Общее в исследованиях то, что интеграция рассматривается как способ формирования целостного взгляда на мир, понимание сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Структура интегрированных уроков отличается от обычных компактностью, сжатостью учебного материала, его логической взаимообусловленностью и взаимосвязанностью.
Несмотря на многочисленные исследования в области интегрированного подхода в образовании, данный вопрос остается актуальным. Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления о чем либо, и в этом случае мы имеем дело с интеграцией как целью обучения. Во-вторых, это нахождение общего для сближения предметных знаний, здесь интеграция выступает средством обучения. В итоге, интеграция способствует воссоединению целостности восприятия – единства мира и человека, живущего в нем и его познающего.
В основе интеграции может быть любой урок со своей структурой и логикой организации. Необходимо просто включить в его содержание те понятия, которые относится к данному учебному предмету, но рассматриваются по-разному с точки зрения других наук. Именно поэтому важно позволить младшему школьнику посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения историка и поэта, математика и художника.
Интегрированный образовательный процесс предполагает постоянное включение ребенка в исследовательскую деятельность по нахождению способов решения познавательных, творческих задач, в процесс моделирования, конструирования нового знания. Интеграция требует совершенствования образовательного процесса, который в современных условиях развития образования предполагает выбор активных форм организации учебных занятий. Интегрированные уроки могут проводиться в различных формах (урок-деловая (или ролевая) игра, урок-практикум, урок-путешествие, урок-консультация и др.), может применяться технология взаимодействия двух учителей на одном уроке (здесь важно определить последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия), возможна и вертикальная интеграция, охватывающая на одном уроке материал разных лет обучения.
В начальной школе возможно применение и контрастной формы интеграции, которая строится на показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло). Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед обучающимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой[5].
Вариантов интеграции много, но необходимо помнить, что не все уроки и темы подходят для такого типа организации урока. Наиболее благоприятны для интеграции уроки литературы, изобразительного искусства, музыки, на которых у детей развивается образное мышление, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания обучающихся [2, c. 113-115]. Так, например, Н.Б. Бакалова при работе над темами по изобразительному искусству в I-IV классах использует наряду с репродукциями картин, отрывки из литературных и музыкальных произведений [1, с. 63]. Здесь надо отметить, что несколько лет назад, проведение интегрированного урока одним учителем было даже нормой, шел поиск новым форм работы. Причем нередко, что такие разработки предлагали методисты-педагоги, с целью привития интереса к учебным предметам, в частности, это касалось уроков чтения и музыки. В основе лежала тревога за то, «что литература в школе (а начальные классы – это первая ступень в мир литературы) перестает быть эстетическим предметом…» [3, с. 79].
Учитель начальной школы В.Н. Лямина (г. Подольск) в течение многих лет пыталась использовать межпредметные связи и их элементы. Пересмотрев программы по чтению, русскому языку, музыке, отдельные темы и разделы, проанализировала их и провела интегрированный урок по теме «Весна идет». Урок был построен как обобщающий, продолжался два часа и объединял три предмета: музыка, чтение и русский язык [4, с. 21]. Учитель музыки И.Ф. Черевко и учитель природоведения Т.Ю. Охотникова (г. Березники, Пермская область) на протяжении ряда лет работали над проблемой проведения интегрированных уроков, в результате была создана система разработок: «Времена года: музыка и экология». По мнению учителей, интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные предметы, в том числе гуманитарного цикла, позволяет детям усвоить важные мировоззренческие идеи о единстве и взаимосвязи неживой и живой природы, о человеке как части природы [7, с. 40].
Е.В. Полупанова отмечает, что важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком. Например, из рисунков дети создают композицию, придумывают и разыгрывают сказку, а создавая постройку, изучают и обсчитывают ее математически и др. [6]. Такая интеграция содержания позволяет обучающимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
К интегрированным урокам учитель может привлекать и других участников образовательных отношений. Так, например, совместно со школьным библиотекарем можно провести интегрированный урок-мероприятие «Книжкины именины». На таком уроке возможны как выставка учеников с иллюстрациями к любимым книгам, так и изготовленные к уроку костюмы героев разных книг. На таком мероприятии должно быть много музыки, возможность для детей и гостей петь, танцевать, разыгрывать сценки, и в конце получить призы лучшего читателя. Этот урок обучения умениям и навыкам, творческого поиска, на котором создается возможность для развития личности и творческого потенциала обучающегося.
Опираясь на опыт учителей, можно прийти к следующим выводам. Интегрированные уроки предполагают различные познавательно-деятельностные альтернативы. Учителя младших классов получили возможность в образовательном процессе использовать комплекс интеграции педагогических средств и приемов, видов и форм, которые обеспечивают разностороннее развитие обучающихся, усиливая интеллектуальный, познавательный характер учебной деятельности. Для успешного проведения интегрированных уроков учитель самостоятельно или в соавторстве с другими учителями должны сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, определить методику их проведения и результативности. Именно на таком уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую, что стимулирует аналитическую деятельность обучающихся, умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления.