Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

В настоящей статье авторы описывают результаты проведенного исследования по изучению педагогического опыта организации безотметочного обучения. Проанализированы модели систем обучения младших школьников в безотметочном режиме. Материал будет полезен педагогам системы начального общего образования.

Безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата процесса обучения обучащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности. Данная система предполагает развёрнутые оценочные суждения учителя и отражение качественного результата процесса обучения, который определяется уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам. Заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки впервые предложил Ш.А. Амонашвили [1].

К.Д. Ушинский с трех позиций рассматривал пагубное влияние баллов: на преподавание, на успехи и на нравственное воспитание учащихся. Он отмечал, что отметка не дает ни учителю, ни ученику полного понимая, в чем же состоит проблема ученика: в слабой ли памяти, в незрелости мышления, в речевом развитии, а не зная причин, по которым ученик допускает ту или иную ошибку, мы не можем помочь ему [2, с. 248]. По мнению К.Д. Ушинского, эта пагубная система должна быть уничтожена. Он рекомендовал баллы в виде цифр навсегда заменить «подробными письменными замечаниями» о поведении и успехах [2, с. 267].

Против сложившейся в школе оценочной системы обучения, против отметок и экзаменов также выступал и великий русский писатель и педагог, сторонник теории свободного воспитания Л.Н. Толстой. Он пытался исключить недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, реализуя теорию свободного воспитания, направленную против любого подавления личности. Об отметках, как способах оценки знаний, Л.Н. Толстой подробно не пишет, однако указывает, что отметки оценивают лишь результат, а не то, скольких усилий конкретному ребенку это стоило, отчего у детей возникают недопонимания и протесты.

Разрабатывая теорию гуманно-личностной педагогики в 70-90-е гг. ХХ века, Ш.А. Амонашвили уделил много внимания не только образовательной, но и воспитательной функции оценки школьников. Он считал, что отметки имеют большое влияние на учеников и могут побудить их к учению. Исходя из этого, неплохо было бы оценивать не только качество уже усвоенных знаний и умений, но и проявленную инициативу, трудолюбие, прилежание, сообразительность и, таким образом, управлять воспитанием личности школьника [1, с. 26].

Рассматривая отрицательную роль отметок в жизни школьника, Ш.А. Амонашвили образно называет их: «костыли хромой педагогики», «чертики в праведной жизни ребенка», «тромбы в учебно-познавательной деятельности ребенка». Отметка поглощает оценку, а затем вредит ребенку, искажая оценочную информацию о нем, вместо того, чтобы помогать ему, заботиться о его будущих успехах в учении [1]. Амонашвили Ш.А. предложил и экспериментально проверил обучение на содержательно-оценочной основе, которая требует коренной перестройки императивного характера обучения. Содержательная оценка представлена Ш.А. Амонашвили как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном для установления уровня и качества продвижения, определения и принятия задач для дальнейшего продвижения.

С целью формирования самооценки у первоклассников можно использовать множество различных приемов. Так, широко используется прием «Волшебная линеечка», разработанный Г.А. Цукерман. «Волшебная линеечка» – это отрезок, разделенный на высокий, средний и низкий уровни, который может быть расположен как горизонтально, так и вертикально. Крайняя правая точка или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к эталону. Средний уровень – середина линеечки, отмечается учителем или самим учеником в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от образца [3, с. 72]. Данный прием принципиально отличается от традиционной «отметочной» системы, в первую очередь тем, что «линеечки» нельзя «накопить», как обычные отметки, сделав их при этом предметом сравнения учеников, они не подлежат статистике, и их практически невозможно перевести в привычную нам пятибалльную систему оценивания. Кроме того, он достаточно легок в использовании, его хорошо понимают дети и поэтому он чаще других используется в практике.

Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, четырехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора плюс четвертый цвет – белый. Каждый цвет означает правильность (зеленый) или ошибочность выполнения работы (1-2 ошибки – желтый, 3 и более- красный). Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с несколькими ошибками. С данным учеником организуется индивидуальная работа по данной теме. Кроме описанных выше приемов может быть использовано словесное оценивание. Словесное оценивание может применяться только к выполненной работе, а не к самому обучающемуся и его личностным качествам (скорости выполнения работы, особенности восприятия, памяти, внимания).

Для контроля достижений и успеваемости младших школьников в системе российского образования при использовании безотметочного обучения используется разноуровневый контроль. Первый уровень – лист индивидуальных достижений, в котором отмечаются высокий, средний или низкий уровни освоения темы. Также могут быть использованы графики скорости чтения или количества ошибок в диктанте. Такие графики используются для того, чтобы давать детям относительные отметки, чтобы они понимали, лучше они справились или хуже, чем в прошлый раз. Следующим уровнем должна стать самооценка обучающегося, для чего используются листы самооценки, тетради «Мои достижения», в которых ребёнок может самостоятельно фиксировать динамику освоения знаний, получения умений и навыков. Для итоговой аттестации может быть использовано портфолио, в котором собраны содержательные и развернутые оценки работ конкретного обучающегося, а также сами работы.

Учитель начальных классов Дылюк О.В. рассказывает о своем опыте работы в рамках безотметочного обучения. Она отмечает, что в первых классах безотметочная система необходима, а во вторых-четвертых классах нужно совмещать безотметочную систему с выставлением отметок для поддержания мотивации, но помнить, что дети должны стремиться к получению знаний, а не отметок, поэтому подчеркивает, что здесь важно не переусердствовать. В своей статье она также описывает методы и приемы, используемые ей в работе. Кроме «Линеечек» и «Листов индивидуальных достижений» автор использует интересный метод фиксации оценивания – «Наряди ёлочку». В начале учебного года она просит детей нарисовать на альбомном листе ёлку. В течение четверти, до нового года, дети зарабатывают на уроках жетоны, которые учитель выдает за правильные ответы. Этими жетонами дети и украшают их ёлочку. Таким же образом дети в следующей четверти украшают вырезанную из картона восьмерку, а затем дарят маме в день 8 марта. Одним из главных результатов применения данной системы является формирование у младших школьников объективной самооценки. Положительным результатом также является и то, что дети активно ведут себя во время урока, не бояться ошибиться и открыто сказать о своем незнании, т.к. знают, что за этим не последует отрицательной отметки, а будет произведена корректировка образовательного маршрута [4].

Правдина Е.А. в своей статье пишет об опыте работы НОУ «Школа Радуга» г. Новосибирска. По их методике работа обучающегося начальной школы должна быть оценена по критериям: правильность, аккуратность. Начиная с первого класса, учитель рисует в тетради ребёнка после выполненной работы два столбика по пять клеточек. Первый столбик обозначает правильность выполнения работы, второй – аккуратность. При оценивании работы, учитель зелёным маркером закрашивает в каждом столбике различное количество клеточек. Когда работа выполнена безупречно, то все клеточки в столбиках закрашены. Если же есть ошибки или недочёты, то ребёнок «теряет» клеточки в каком-либо столбике. То есть клеточки остаются пустыми. Так, начиная уже с первого класса, дети учатся анализировать свои работы [5].

Енжевская М.В. в своей работе использует свою интерпретацию методики оценивания Г.А. Цукерман. Её методика рассчитана на самостоятельную оценку учеником письменных работ по математике и письму. Она использует три шкалы, представляющие собой вертикальные отрезки, каждая из которых отвечает за определённый критерий, по которому работа должна быть оценена обучающимся. Первая шкала отвечает за правильность, вторая – за понимание и третья – за аккуратность выполнения. Устный ответ одноклассника дети оценивают жестами «+» и «-». Этот способ способствует тому, что дети учатся слушать друг друга, быть внимательными [6].

Анализ литературы по теме исследования и анализ опыта учителей начальных классов, практикующих безотметочное обучение и обобщение полученной информации позволили нам сделать некоторые выводы, исходя из которых мы составили памятку, в которую включены рекомендации по эффективной организации безотметочного обучения – это основные правила, включающие и теоретическую и практическую составляющие, которые необходимо использовать при введении системы безотметочного оценивания.

При безотметочном обучении нельзя: использовать заменители отметки (зайчики, солнышки, звёздочки); оценивать индивидуальные личностные качества обучающегося (скорость выполнения заданий, особенности памяти, мышления, внимания); сравнивать обучающихся по успеваемости, составлять «экраны успеваемости»; наказывать за незнание; напоминать о прежних неудачах, сосредотачивая внимание на них; использовать фразы, которые преувеличивают недостатки ответов и работ детей или ставят детей в унизительное положение.

При безотметочном обучении необходимо: использовать такие методы и приемы оценивания, которые помогут учителю фиксировать индивидуальные достижения каждого ребёнка и будут препятствовать сравнению и ранжированию детей по успеваемости; оценивать выполненную работу по критериям; сравнивать результаты выполнения работы одним учеником с более ранними результатами его же работы; придумать символы-сигналы, помогающие учителю понять, что ребёнок не знает, как выполнять то или иное задание и соответственно правильно построить индивидуальный план развития ребёнка; даже при большом количестве неудач, хвалить ребёнка за его небольшие продвижения, радоваться его успехам; чаще хвалить детей, показывая свое одобрение (не обязательно словесно, часто достаточно одобрительного кивка или улыбки).

Соблюдение этих правил позволит грамотно организовать безотметочное обучение, будет способствовать формированию взвешенной самооценки, взаимооценки, разовьет навыки коллективной работы, даст стимул к самообразованию и саморазвитию школьника.