Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

В настоящей статье авторы описывают результаты проведенного исследования по изучению востребованности технологии портфолио при организации воспитательной работы в системе общего образования Ивановской области. Конкретизированы условия эффективности использования портфолио в качестве механизма воспитательного взаимодействия с школьниками. Материал будет полезен педагогам системы общего и дополнительного образования.

Реализация компетентностного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

В контексте идей личностно-ориентированного образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов деятельности обучающихся и их самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема самооценивания и оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Актуальность темы исследования связана и с тем, что на фоне большого числа исследований воспитывающей деятельности педагогов вопрос о роли фиксации результатов образования обучающихся мало привлекал внимание исследователей. Кроме того повышение качества обучения и воспитания продолжает оставаться актуальной задачей современного образования. Для установления причин неуспешности личности, обусловленных ее особенностями, необходимо диагностировать комплекс ее свойств. Несмотря на многообразие этих свойств, при помощи портфолио удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность в школьном возрасте.

Портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для школьников. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Изучение регионального опыта применения портфолио школьника в воспитании было организовано следующим образом.

На первом этапе (констатирующий этап) системно изучались материалы по организации воспитательной работы в общем образовании региона, находящиеся в свободном доступе: анализировались содержимое сайтов образовательных порталов региона и сайтов образовательных организаций, публикаций педагогов на личных страницах сайтов школ и социальных сетей, электронных журналов и т.п. При этом акцент делался на материалы, имеющие отношение к классному руководству и технологии портфолио. Таким образом, удалось выяснить, что: в 37 % обследованных образовательных организаций региона (в выборку попали 45 школ из всех муниципалитетов области) используют указанную технологию в воспитательной работе; в 48 % портфолио используется для оценки образовательных достижений школьника; 78 % школ показали в своих материалах участие родителей в работе с портфолио; 52 % организаций выразили пожелание начать внедрение технологии в образовательную практику.

Кроме того, анализ материалов показал повышение количества случаев использования технологии при переходе в старшие классы средней школы. При этом коллективы образовательных организаций в качестве причины такого интереса старшеклассников указали необходимость портфолио, во-первых, при поступлении в среднее звено, а, во-вторых, выборе и поступлении в организации систем среднего профессионального обучения и высшего образования.

У самих школьников мотивация для создания портфолио различна: среди причин указываются «лично для себя», когда автор желает увидеть и систематизировать собственные достижения и успехи на протяжение нескольких лет, «поступление в вуз, и « потому что требует администрация школы».

Продолжением первого этапа изучения регионального опыта воспитания стал опрос по выявлению отношения педагогов и школьников к внедрению портфолио в образование (материалы опроса получены через научного руководителя из базы данных Областного института развития образования и областного Центра мониторинга качества образования). Так, было выявлено, что большинство школьников получили информацию о портфолио: от своих школьных учителей, классных руководителей – что подтвердили 83 % респондентов; от родителей или друзей – в качестве источника информации эту позицию указали 32 % участников опроса; из средств массовой информации – к такому выбору склонились 12 % школьников. Неоднозначно ответили учащиеся на вопрос, касающийся значимости школьного портфолио. Показательно, что 73 % школьников, поступающих в десятые классы, в целом высоко оценили значимость портфолио. Вместе с тем, выпускники средней школы указали низкую значимость портфолио, мотивируя это причиной разного отношения вузов к технологии. Научные публикации представителей высшей школы убеждают, что портфолио может использоваться в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатами экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга.

На втором этапе (анализ моделей включения портфолио в систему воспитания) к анализу материалов сайтов добавился целенаправленный поиск публикаций классных руководителей по описанию опыта использования портфолио при организации воспитательного взаимодействия. Обобщенный опыт классных руководителей анализировался на предмет эффективности, системности и транслируемости. Результаты рабоы на этом этапе описаны во втором параграфе.

Третий этап – рефлексия – был связан с выделением и формулировкой условий эффективного включения в воспитательную практику изучаемой технологии или ее элементов.

Так, в качестве первого обязательного условия стоит отметить необходимость соблюдения всех требовании к организации работы ребенка над портфолио и осуществление педагогического сопровождения. Обозначенное выше условие выполнить будет легче в том случае, если педагог сам станет автором своего портфолио и попробует использовать его для отражения результатов своего личностного и профессионального роста. В данном случае у него появляется возможность изучить процесс создания портфолио изнутри, самому попытаться разрешить те проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, работая над портфолио. Кроме того, создание педагогом своего портфолио поможет ему упорядочить процесс профессионального развития, осознать перспективы своего личностного и профессионального роста.

Поможет эффективно решать с помощью портфолио задачи индивидуализации и персонификации в воспитании соблюдение следующего условия: прежде чем приступать к работе, следует изучить ошибки, допускаемые другими участниками образовательного процесса при создании портфолио, выявить причины их возникновения и продумать пути предотвращения.

Еще одним условием, необходимым для обеспечения полноценной реализации технологии портфолио, является высокий уровень самостоятельности, проявляемой ребенком в процессе его создания. Задача педагога организовать работу обучающегося таким образом, чтобы он осознавал логику своих действий, понимал их последствия и нес ответственность за результат, поэтому любая помощь, оказываемая ребенку, должна осуществляться только по его запросу и носить не практический, а консультационный характер. Всю работу по отражению в портфолио результатов своей деятельности ребенок должен сделать сам. В этом случае созданное им портфолио можно будет рассматривать как его личное достижение, что повысит как значимость проводимой работы, так и результативность используемой технологии. Также важно понимать, что такие значимые качества, как целеустремленность, рефлексивность, ответственность, умение адекватно оценивать результаты своих действий, выявлять причины успехов и поражений, будут формироваться у ребенка только в том случае, если он действует в рамках проектирования и организации своей деятельности в выбранной сфере с высокой степенью самостоятельности, в частности имеет возможность принимать самостоятельные решения и делать самостоятельный выбор, а значит в процессе педагогического сопровождения необходимо поддерживать высокий уровень субъектности ребенка на всех этапах работы с ним в системе дополнительного образования.

Таким образом, реализуя обозначенные выше условия, классный руководитель сможет эффективно использовать технологию портфолио в работе с детьми, помогая им становиться самостоятельными субъектами образовательного процесса, развивая в них качества, необходимые для успешного жизненного и профессионального самоопределения.