Scientific journal
Название журнала на английском

1 1 1
1

В статье представлены результаты реализации учебной фабрики процесса «Процедурный кабинет» в рамках реализации приоритетного проекта «Модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Сформулированы основные задачи учебных фабрик процессов. Авторами работы, на основе реализации проекта по улучшению «Оптимизация деятельности процедурного кабинета», даны основные рекомендации по организации деятельности процедурного кабинета и роли медицинской сестры в условиях использования бережливых технологий.

Современное здравоохранение в Российской Федерации направлено на повышение качества оказания медицинской помощи и устранение проблем как нематериального (кадровый дефицит, рост удельного веса платных медицинских услуг, отсутствие протоколов стандартизации оказания медицинской помощи и отсутствие логистики перемещения пациентов), так и материального (изношенность оборудования, чрезмерные запасы или их нехватка, низкая информатизация учреждений здравоохранения) порядка.

Особое место уделяется вопросам, коммуникации медицинских работников и пациента или его законных представителей, которые ведут, прежде всего, к низкой удовлетворенности пациентами доступностью и качеством оказанной медицинской помощи.

Одними из эффективных методов оптимизации считается бережливое производство. Ключевым принципом этого метода является призыв делать большее за счет меньшего. Использование инструментов бережливых технологий способствует не только эффективной организации рабочего места, но и выявлению потерь при распределении потоков пациентов, стандартизации манипуляций.

В рамках реализации приоритетного проекта Министерства здравоохранения Российской Федерации «Модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» разработан и внедрен проект по улучшению «Оптимизация деятельности процедурного кабинета». План реализации обучающего проекта состоит из двух частей: теоретическая подготовка и практическая реализация [1].

Теоретическая подготовка проводится на базе Симуляционного центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета с 2018 года [2]. Разработанная фабрика процессов «Процедурный кабинет» позволяет в симулированных условиях определить медицинские потери, маршрут передвижений медицинского персонала и пациентов как вне процедурного кабинета, так и внутри его [3, 4]. За это время обучено 118 человек. Вначале обучения проводится тестирование входного контроля для оценки исходных знаний слушателей принципов бережливого производства. Далее проводятся обучающие мастер-классы и тренинги по закреплению навыков использования инструментов бережливых технологий.

Особое внимание уделяется закреплению навыков по картированию процессов, организации навигации и обеспечению порядка на рабочем месте (система «5С») [3, 5].

В ходе практической реализации проекта слушателям предлагается создать проект по улучшению работы процедурного кабинета симулированной клиники с использованием инструментов lean-технологий. Вначале определяются основные потоки пациентов. Как правило, выделяются следующие группы пациентов: остро-заболевшие пациенты, пациенты с хроническими неинфекционными заболеваниями, обращающиеся в процедурный кабинет в рамках прохождения диспансеризации или здоровые, обращающиеся в рамках профилактических осмотров, пациенты, готовящиеся на госпитализацию в лечебно-профилактические учреждения, больные, направленные участковыми врачами и врачами-специалистами для прохождения курса лечения в процедурный кабинет.

Слушатели под контролем наставников проводят картирование, составляют карты текущего и целевого состояний второго и третьего уровней, определяют время движения пациента до опорных точек и точный метраж, а также проблемы – ежи – на каждом из этапов. При анализе карт предлагаются пути решения обнаруженных проблем.

В ходе анализа проведенных занятий удалось выявить тот факт, что большую трудность в освоении представляет lean-технология «5С», направленная на наведение порядка и минимизацию перемещения медицинской сестры и пациента. Это связано с сопротивлением медицинских работников изменять привычный облик кабинетов [3].

Предусмотрена возможность выезда специалистов Симуляционного центра в конкретную поликлинику (в соответствии с методикой «GEMBA»), где в условиях реального рабочего пространства удается решить вопросы навигации, распределения потоков, наведения порядка на рабочем месте и устранения потерь.

Таким образом, место фабрики процессов при обучении методикам бережливого производства состоит в:

1. Выявлении недостатков работы конкретных медицинских работников, кабинетов, служб;

2. Сокращении времени на затратные по времени медицинские и иные манипуляции;

3. Выявлении причин создания очередей;

4. Обучении медицинских работников рациональному использованию своих ресурсов.

На основании опыта обучения слушателей, подготовлены следующие практические рекомендации по организации работы процедурного кабинета с использованием инструментов бережливого производства:

1. Соблюдение медицинскими работниками единой униформы (халат или хирургический костюм, шапочка, маска, бейдж);

2. Обязательное проведение процедуры идентификации пациента по созданному алгоритму;

3. Использование созданных стандартных операционных карт медицинских процедур: «процедура взятия венозной крови», «Внутримышечная инъекция», «Внутривенная инъекция», «Подкожная инъекция», «Внутрикожная инъекция», «Алгоритм первичного осмотра пострадавшего при развитии жизнеугрожающего состояния», «Алгоритм оказания экстренной медицинской помощи», «Алгоритм вызова квалифицированного коллеги / СМП»;

4. Расположение процедурного кабинета (не выше второго этажа, преимущественно – на первом), в непосредственной близости от санузла, лестницы или лифта;

5. Информатизация (внедрение автоматизированного рабочего места с использованием программы, предусматривающей возможность идентифицировать пациента и назначенное ему лабораторное исследование / манипуляцию);

6. Внедрение электронной очереди, разделение потоков пациентов;

7. «Бережливая» организация процедурного кабинета (с использованием методики «5С»);

8. Внедрение алгоритма вызова пациента в процедурный кабинет;

9. Оборудование кабинета в соответствии с имеющимися нормативно-правовыми актами;

10. Внедрение алгоритма своевременного пополнения запасов.

Таким образом, внедрение бережливых технологий в работу медицинской сестры процедурного кабинета позволяет повысить доступность оказания медицинской помощи и удовлетворенность пациентами при ее получении. Моделирование работы процедурного кабинета в симулированных условиях позволяет выявить и снизить потери, повысить время создания ценности.