Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2020

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ СЕРВИСА «GOOGLE – ФОРМЫ»

Бурмистров А.С. 1 Орлова Л.В. 1
1 ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»
1. Гасанова П.Г Психология одиночества [Текст]: пособие / П.Г. Гасанова, М.К. Омарова. – Киев, Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
2. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход [Текст]: пособие / Б. Миюскович – М., Прогресс, 1989. – С. 52–87.
3. Riesman, D. The lonely crowd. A study of the changing American character / D. Riesman. NewYork-London: YaleUniversityPress, 1967. – 386 p.
4. Корчагина С.Г. Психология одиночества [Текст]: учебное пособие / С.Г. Корчагина – М., Московский психолого – социальный институт, 2008. – 228 с.

В своем исследовании мы рассматриваем проблемы одиночества в юношеском возрасте. Явление одиночества многогранно и имеет огромное количество форм, своеобразно влияющих на жизнь человека и отлично переживается в определенных ситуациях.Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме показал, что единое определение и четкая концепция одиночества так и не были сформированы.Для решения задач исследования мы использовали известные опросники С.Г.Корчагиной «Одиночество» и «Тип одиночества», которые были переработаны под формат анкеты и перенесены в сервис GoogleForms. Также были добавлены поля для получения дополнительных сведений о респонденте для дальнейшего статистического анализа. В рамках нашего исследования мы провели анализ более 200 анкет людей, принадлежащих к шести различным возрастным и социальным группам, что позволило нам вычислить тенденцию развития одиночества и рассмотреть юношеское одиночество на разных его этапах.

Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

Такие авторы как К.А. Абульханова-Славская, Г.П. Орлов, И.С. Кон и другие предлагают в качестве основы понимания одиночества принять следующий факт: человек теряет возможность в общении получить так необходимый ему эмоциональный отклик и погружается в состояние полного одиночества, что может привести к действительно печальным последствиям [1, с. 256]. В итоге анализа отечественных наработок в исследовании явления мы получаем четкое разграничение одиночества на два основных типа: одиночество как причину негативных переживание и одиночество как лишь некий этап в социальной коммуникации в любой из социальных групп.

Одиночество в зарубежной литературе имеет большое разнообразие форм. Взгляд Б. Миюсковича представляет одиночество психологическим мотивом, уровень субъективного контроля и внутренние свойства которого обособлены от внешних воздействий [2, с. 61]. Д. Рисмен [3, с. 326] обозначает одиночество как результат действия неких социальных сил и считает его показателем развития общества.

Изучив зарубежные исследования явления одиночества делаем вывод, что определение или четкая концепция одиночества так и не были сформированы.

Но в рамках нашего исследования мы все же будем придерживаться следующего определения одиночества: одиночество- это переживание индивидом разрушения внутренней целостности и гармоничного взаимодействия с внешним миром, оно проявляется в дисгармонии желаемого и достигнутого уровня социального взаимодействия.

Для решения задач исследования мы использовали известные опросники С.Г. Корчагиной «Одиночество» и «Тип одиночества» [4, с. 228]. Оба опросника были переработаны под формат анкеты и перенесены в сервис GoogleForms.

В нашем исследовании приняли участие 209 человек из них: туденты ГСГУ на факультете математики, физики, химии и информатики; студенты Рязанского медицинского университета факультета клинической психологии; учащиеся курсов по изобразительному искусству; мужчины и женщины в возрасте старше 25 лет.

Для уточнения интересующей нас информации мы проводили личную беседу, в которой выяснили, что, преодолев все трудности перехода из старшей школы к студенчеству, респонденты все реже испытывают чувство одиночества.

Учащиеся все еще активно входят в состояние одиночества (50 % опрошенных находились в нем). Студенты первого курса же уже постепенно начинают свою адаптацию и избавляются от этого состояния: 44 % респондентов испытывают состояние одиночества, 56 % – нет. Учащиеся второго курса уже находятся на завершающем этапе адаптации и 40,5 % опрошенных испытывают одиночество, а 59,5 % – свободны от этого состояния.

Респонденты нередко объясняли малое количество социальных связей отсутствием у них навыков общения или недостаточным опытом для регуляции поведения в различных ситуациях. Это можно проследить через ответы, полученные при проведении беседы. Зачастую учащиеся произносят суждения: «Я недостаточно раскрепощен для общения с окружающими», «Я боюсь сморозить глупость».

На диаграмме (рис. 2) можно увидеть, что респонденты практически равномерно распределены по возрастным группам, что позволило нам в полной мере сравнить проявления одиночества, дифференцируя их в зависимости от возраста. При этом, опрашиваемым была предоставлена возможность не только указать свой биологический пол, но и указать свой социальный пол в рамках концепции гендерной идентичности. В результате, некоторые респонденты с юмором подошли к указанию пола (вертосексуал, тираннозавр, пришелец), и приняли участие люди, идентифицирующие себя как трансгендера и агендера, что означает желание скрыть гендерную идентичность.

Примечательно, что 110 участников опроса оставили контакты для обратной связи. Это говорит о том, что они действительно неравнодушны к результатам исследования и желают диагностировать свое состояние. Из всех опрошенных всего 5 % были склонны к диффузному одиночеству. По 47,5 % респондентов приходится на диссоциированное и отчуждающее одиночество. Один человек имел статус «Состояние одиночества» если уровень одиночества был выше порогового уровня (10,5):

burm1.tif

Рис. 1. Гистограмма отражающая дефицит дружеского общения в разных возрастных группах

burm2.tif

Рис. 2. Диаграмма отражающая возраст участников исследования

При личной беседе также удалось получить информацию, позволяющую сгенерировать статистику недостатка дружеского общения у учащихся в зависимости от возраста (рис. 2). В нем мы можем проследить, что параллельно с уменьшение количества студентов, испытывающих состояние одиночества, уменьшается и их дефицит дружеского общения: 65 % старших школьников, 58 % первокурсников и 48 % второкурсников испытывают недостаток в дружеском общении.

Рассмотрим результаты каждой возрастной группы отдельно, что позволит нам вычислить тенденцию развития одиночества и рассмотреть юношеское одиночество на разных его этапах.

Из группы раннего юношеского возраста (17-18 лет) ответили 39 человек. Из них испытывают одиночество 21 человек, а 58 % испытывают недостаток в дружеском общении,46 % испытывают перегруженность поверхностными социальными контактами, 79 % нравится быть наедине с собой. Возросшее количество респондентов, считающих свою смерть «незаметным мероприятием». Вероятно, это связано с переходом к самостоятельной жизни, родные и близкие становятся все дальше, хотя еще вчера составляли с ним одно целое. Остальные параметры изменились незначительно.

Следующая группа 19-20 лет.Всего респондентов: 44 человек. Из них испытывают одиночество 19 человек,52 % испытывают недостаток в дружеском общении,38 % испытывают перегруженность поверхностными социальными контактами,77 % нравится быть наедине с собой. Как показывают результаты исследования, участники снова начали ценить свою жизнь, все меньшему количеству респондентов нравится находится в одиночестве и уменьшается потребность в дружеском общении, как мы уже выяснили, из-за построения новых контактов.

Следующая группа 21-22 года. Всего респондентов 26 человек (24 девушки, 2 юноши): испытывают одиночество 13 человек; 50 % испытывают недостаток в дружеском общении; 42 % испытывают перегруженность поверхностными социальными контактами; 76 % нравится быть наедине с собой. В период юности происходит подготовка человека ко вступлению в интенсивную профессиональную деятельность. Ответы участников опроса демонстрируют нам положительную тенденцию в отношении одиночества – одиноких людей и остальных проблем, связанных с отчуждением, все меньше.

Следующая группа 23-24 года.Всего респондентов: 17 человек (16 девушек, 1 юноша):

испытывают одиночество 7 человек; 64 % испытывают недостаток в дружеском общении;

Практически всем респондентам нравится быть наедине с собой, при этом не погружаясь в негативное состояние одиночества и повысить количество именно дружеского общения.

Итогами всего вышесказанного можно выделить следующие положения:

– самое крупное переживание одиночества происходит до 16 лет. В дальнейшем же все меньше респондентов подвергаются состоянию одиночества, а если и подвергаются, то не дифференцируют его как негативное;

– в юношеском возрасте остро стоит проблема принятия ценности собственной жизни в глазах родных и близких, что может привести к попыткам суицида, а значит, должны вовремя обратиться к специалистами;

– в юности велика проблема недостатка дружеского общения;

– в целом юноши склонны к диссоциированному и отчуждающему одиночеству, нежели же к диффузному. Оно встречается крайне редко и требует помощи специалиста.

В результате проведения исследования было подтверждено, что одиночество- сложное психосоциальное явление, представляющее из себя набор субъективных и объективных компонентов: неадекватное определение себя в обществе и негативное отношение к самому явлению, что формирует направление на избегание этого феномена (субъективно) и явление депривации коммуникативно-эмоциональных связей (объективно).

В нашем исследовании мы рассмотрели лишь малую часть проблем, с которыми сталкиваются молодые люди, испытывающие состояние одиночества. Проблема имеет огромное значение для понимания психологии этого возраста- ведь оно позволяет лучше понять участников одного из самых сложных возрастных периодов.


Библиографическая ссылка

Бурмистров А.С., Орлова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ СЕРВИСА «GOOGLE – ФОРМЫ» // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2020". – 2020. – № 2. – С. 35-38;
URL: http://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=74 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074