Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Петунина О.Н. 1 Матафонова Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
1. Всероссийская перепись населения 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis _itogi1612.htm.
2. Зимина Н.С. Структура, факторы формирования и развития регионального социокультурного пространства Забайкальского края. / Н.С. Зимина // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2012. – № 12. – С. 98–105.
3. Яковлева Е. Кровь, паспорт, вера, расчет: Как россияне должны понимать себя. // Российская газета. – 2005. – 13 мая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/05/13/identifikacia.html
4. Gordeeva T.N., Matafonova Y.A. Local identity and social activity as factors of sustainability and socio-political safety of the constituent entity of the russian federation) // Man In India, 97 Issue No.:10 (2017) P. 433-447.
5. Устав государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальское краевое училище культуры». – Чита, 2015. – 27 с.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 26.07.2019. № 245-ФЗ // Российская газета. – 2019. – 31 июля. – № 166.
7. Устав Региональной общественной организации «Попечительский совет Забайкальского краевого училища культуры». – Чита, 2015. – 31 с.

Статья посвящена необходимости сохранения нематериального культурного наследия Забайкальского края и организации процесса преемственности самобытных культурных традиций региона. Региональная культурная политика является базисным элементом, способствующим росту устойчивости субъекта федерации. Государство ставит перед образовательными учреждениями стратегические задачи динамического развития сферы культуры, решение которых возможно только в результате взаимодействия и объединения усилий учебных заведений, органов государственной власти и общества.

Законодательные новации о социальном предпринимательстве дают возможность учреждениям культуры вести юридически закрепленную деятельность по предоставлению образовательных услуг в сфере развития культурных традиций и народного творчества среди подрастающего поколения. Для решения выявленной проблемы мы предлагаем реализацию комплексной программы летнего отдыха для детей и подростков на базе центра детского эстетического развития «Родничок» государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальское краевое училище культуры». Данная программа позволит не только вовлечь детей и подростков в процесс освоения ценностей традиционной культуры и способствовать формированию региональной культурной идентичности, но и привлечь предпринимательское сообщество к решению важной для региона проблемы – сохранению и передаче самобытной культуры Забайкалья.

Забайкальский край является самобытным регионом, характеризующимся переплетением культур, сохранением самобытных промыслов и национальных традиций. По данным переписи населения 2010 года национальный состав региона представлен: русскими – 977 400 (89,9 %), бурятами – 73 941 (6,8 %), украинцами – 6 743 (0,6 %), татарами – 5 857 (0,5 %), армянами – 3 943 (0,3 %), азербайджанцами – 2 045 (0,3 %), киргизами – 1 634 (0,2 %), белорусами – 1 544 (0,2 %), узбеками – 1 515 (0,2 %), эвенками – 1 387 (0,1 %) [1]. Не случайно исследователи характеризуют культурное пространство Забайкальского края, как наполненное разнообразными типами и формами культурных практик, сочетающее в себе полиэтничность, многоконфессиональность, и одновременное сохранение уникальных черт народно-певческой, танцевальной, драматической и инструментальной культуры, имеющей многовековые традиции [2].

Несмотря, на превалирующую численность русских, существует необходимость укрепления национального достоинства и гражданского авторитета в современном мире, с осознанием собственной (региональной) культурной самобытности. Невооруженным глазом заметен разрыв ценностных связей между старшими и молодыми поколениями, следовательно, перед государством (региональными органами государственной власти) стоит важнейшая политическая задача по приобщению юных поколений к богатейшему культурно-историческому и духовно-нравственному наследию, завещанному нам далекими предками. По мнению Дениса Драгунского, «…национальная идентичность как многослойный пирог начинается с духовной общности…» [3]. Ю.А. Матафонова и Т.Н. Гордеева отмечают зависимость устойчивости региональной политической системы от культурного базиса [4].

Несмотря на то, что край относится к депрессивным субъектам Российской Федерации и не отличается высокой степенью социально-экономической устойчивости, изучение и сохранение культурного наследия входят в состав приоритетных задач как органов региональной власти (Министерство культуры Забайкальского края, Министерство образования), так и организаций и учреждений, непосредственно осуществляющих свою деятельность в сфере сохранения и развития культурных традиций Забайкалья. Так, ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры» в рамках образовательного процесса ведет постоянную работу по изучению и сохранению нематериального (местного) культурного наследия. С 2013 года при училище функционирует центр детского эстетического развития «Родничок», осуществляющий дополнительное образование по направлениям: эстетическое развитие, хореографическое и театральное творчество, народное пение, фольклорное творчество [5].

На наш взгляд, основная проблема регионального значения, связанная с сохранением нематериального культурного наследия, заключается в отсутствии преемственности – носители традиционной культуры исчезают, не обеспечен процесс передачи от оставшихся немногочисленных носителей традиционной культуры современному поколению. Для сохранения самобытных культурных традиций региона необходимо вести постоянную целенаправленную работу с детьми и подростками.

Законодательные новации, связанные с развитием социального предпринимательства и направленные на решение актуальных проблем социальной сферы, позволяют сформировать существенные перспективы для сохранения и развития культурного наследия региона.

Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 245-ФЗ внесены изменения в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые регламентировали социальное предпринимательство, как «предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем граждан и общества» [6]. Данные законодательные новации позволяют училищу вести юридически закрепленную деятельность по предоставлению образовательных услуг в сфере развития культурных традиций и народного творчества среди подрастающего поколения (в том числе детей, относящихся к категории «социально уязвимые»).

Мы разработали комплексную программу летнего отдыха для детей и подростков на базе центра детского эстетического развития «Родничок» ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры», целью которой является социализация и объединение детей и подростков из разных социальных групп через совместную познавательно-игровую деятельность, предполагающую погружение в сохранившуюся традиционную уникальную народно-певческую, танцевальную, драматическую и инструментальную культуру Забайкальского края.

В рамках данной программы предусмотрена интеграция детского сообщества – через изучение истории и культурных традиций Забайкальского края и получение первоначальных народно-певческих, танцевальных, инструментальных навыков объединение детей и подростков из разных социальных слоев на основе общих интересов и увлечений. Следует отметить, что реализация программы в летний период обусловлена тем, что дети остаются без присмотра родителей и предоставлены сами себе. Возраст детей: 7 – 13 лет. По своей направленности программа Проекта является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяющую различные фольклорные направления, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены – 21день. Реализация программы предусмотрена через использование групповых и индивидуальных форм работы: игровые затеи, фольклорные танцы, фольклорное пение, мастерские, вечорки и т.д.

Предлагаемый проект предполагает привлечение к софинансированию деятельности летнего лагеря коммерческих предприятий и организаций, способных оказать финансовую и материальную помощь. Осуществление взаимодействия возможно через Региональную общественную организацию «Попечительский совет Забайкальского краевого училища культуры» [7].

Предлагаемый проект создаст условия, необходимые для погружения в сохранившуюся уникальную традиционную культуру Забайкальского края через совместную познавательно-игровую деятельность детей разных социальных групп (опекаемых, детей из многодетных, социально незащищенных и неполных семей). Его реализация позволит не только вовлечь детей и подростков в процесс освоения ценностей традиционной культуры и способствовать формированию региональной культурной идентичности, но и привлечь предпринимательское сообщество к решению важной для региона проблемы – сохранению и передаче самобытной культуры Забайкалья.

Такого рода проекты необходимы, они позволяют не только развить и укрепить ценнейшие моральные качества – патриотизм, любовь к малой Родине, гордость за свое Отечество и свой регион, но и создать технологическое решение, объединяющее задачи сферы культуры, региональной культурной политики и сферы предпринимательства.

Только совместная деятельность и сотрудничество органов региональной власти, учреждений культуры и социальных предпринимателей способна создать реальную возможность сохранения и развития культурного наследия Забайкальского края.


Библиографическая ссылка

Петунина О.Н., Матафонова Ю.А. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 1. – С. 18-20;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=7 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674