Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Синюгина Ю.Н. 1
1 СОФ НИУ БелГУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
1. Алексеева Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 15.
2. Боскис Р.М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 2. С. 64-72.
3. Дьячков А.И. Дидактика школ глухих детей. М.: Просвещение, 1968. 79 с.
4. Жуков Д.Е. Исследование Я-структуры родителей детей с ранним детским аутизмом (в связи с задачами психокоррекции и психотерапии). Вестник психотерапии. 2004. № 12. С. 53-67.
5. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. 200 с.
6. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 2005. 235 с.
7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Проблемы семьи аутичного ребенка. Дефектология. 2005. № 5. С. 38.

В статье рассмотрены особенности тьюторского сопровождения при нарушении средств коммуникации детей с аутизмом. Изучены решения проблемы развития речи у ребенка с аутизмом: эффективное тьюторское сопровождение с использованием коррекционных педагогических методов и методов альтернативной коммуникации.

В современном российском образовании большое внимание уделяется поиску эффективного развития и успешной социализации детей с расстройствами аутистического спектра. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» особые условия, для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) назначаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Одним из условий эффективного развития детей с ОВЗ и РАС является предоставление услуг педагога-тьютора.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. №10 утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г. регистрационный N 45406), одной из трудовых функций специалиста является тьюторское сопровождение детей с РАС и ОВЗ.

Теоретические аспекты деятельности тьютора, исследовали российские, и зарубежные ученые, такие как Т.М. Ковалева, Е.Б. Колосова, С.А. Фамелис, Берри-Сток Дж., и др. В исследованиях В.П. Бедерхановой, О.С. Газмана, Н.С. Глуханюк, Н.Г. Емузовой, H.A. Калиничева, Т.С. Комиссаровой отражаются современные научные представления о педагогическом сопровождении.

Анализируя исследования можно заключить, что основной проблемой в развитии детей с РАС составляет их состояние здоровья, а именно, нарушение поведения, отсутствие речи, задержки в интеллектуальном развитии, все это препятствует возможностям развития и воспитания без использования специальных коррекционных методов.

Трудности, с которыми сталкивается семья аутичного ребенка, в своих работах описали Е.Р. Баенская, Д.Е. Жуков, М.М. Либлинг, О.С. Никольская. Необходимо оказывать помощь каждой семье, в которой есть аутичный ребенок, ведь каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был здоров, счастлив и социально адаптирован, ведь уже в младенчестве, осваивая основные виды деятельности, у детей начинается процесс социализации [4, 7]. Именно отсюда возникает задача тьюторского сопровождения в дошкольном детстве: адаптация детей с РАС в дошкольном учреждении, коррекция физического развития; формирование коммуникативных знаний, социализация, научить бытовым навыкам, обеспечивающих жизнедеятельность.

Коммуникативная деятельность, т.е. общение – основная человеческая потребность, которая помогает понять самого себя, найти своё место в жизни. А.Н. Леонтьев считал, что общение является элементом любой деятельности, в то же время сама деятельность уже является условием общения. [6]. И чем раньше окружение ребенка обратит внимание на эту сторону развития, тем меньше проблем будет в дальнейшей жизни. Только при условии полноценного речевого общения ребёнок способен усвоить коммуникативные навыки, социализироваться в обществе.

Процесс социализации детей с аутизмом изучали P.M. Боскис, С.А. Зыкова, А.И. Дьячкова, Л.М. Шипицына, их работы посвящены основным проблемам речевого развития детей с РАС (звукопроизношение, накопление словарного запаса, формирование грамматического строя речи). Дети с РАС могут обладать достаточно развитой речью, но как средство общения с окружающими её не используют, такие дети не могут объяснить своих желаний, выразить просьб. Поэтому им требуется особый психолого-педагогического подход, коррекционные методы и приёмы. Для этого открываются специальные ресурсные группы в дошкольных учреждениях, где работают специалисты, обученные базовому принципу обучения – прикладному анализу поведения и за каждым ребенком с РАС прикреплен тьютор, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). [2, 3, 5]

В oтечественной и зарубежнoй литературе есть немало исследований по кoррекциoнной педагoгике для детей с РАС по развитию oбщения и речи (Л.В. Ворошнина В.П. Глухов, А. В. Дубских, О.А. Красильникова). Так как не у всех аутичных детей может появиться речь, то для общения с окружающими людьми можно использовать методы альтернативной коммуникации, важно понимать, что эти методы не учат детей говорить, а учат их общению, обращаться с просьбой к другим и т.д. Тьютор, в работе с детьми с РАС. использует различные виды альтернативной коммуникации, индивидуально для каждого ребенка:

1. Устная речь, используется если у ребенка есть эхолаллия (ребенок повторяет слова и фразы за другим человеком), коррекция происходит с использованием устной речи, даже если сейчас у него нет функциональной речи.

2. Систему карточек PECS, используют с детьми, которые понимают изображенные на карточках действия. С помощью карточек PECS, также можно обучить просьбам («мандам»), дети, которые произносят как отдельные слова, но которые не умеют имитировать чужую речь.

3. Коммуникативные доски (используются как дополнительная и альтернативная коммуникация у детей с РАС). Подходит для детей с РАС, которые освоили обмен карточек до 3 этапа PECS; которые понимают речь и ситуацию общения, но сами не разговаривают; детям, владеющим звуковой речью, но с трудом использующему ее для общения; ребенку, речь которого непонятна.

4. Коммуникации жестами и движением тела можно обучать как отдельно, так и одновременно с обучением PECS, чтобы обеспечить доступ ребенка к коммуникации в любой ситуации.

5. Интерактивная технология, устройства или приложения с совмещением изображений и голоса. Для работы с детьми, которые хорошо реагируют как на зрительную информацию, так и на слуховые стимулы.

6. Коммуникация обменом предметами, для детей, которые неспособны на дискриминацию между изображениями (проблемы с различением изображений). [1, С. 10-15]

Таким образом, при индивидуальной работе с детьми с аутизмом по коррекции нарушения речи, тьюторам необходимо рассматривать различные способы коммуникаций, которые подойдут данному ребенку, это поможет понимать его близким людям и социализировать его в обществе.

 


Библиографическая ссылка

Синюгина Ю.Н. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 9. – С. 49-51;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=505 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674