Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УДАЛЕННОГО ФИНАНСОВОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Алейникова Ю.О. 1 Гордеева Е.А. 1
1 ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ
1. Всероссийская конференция «Обеспечение финансовой устойчивости местных бюджетов в современных условиях» // URL https://www.eos.ru/eos_about/eos_news/detail.php?ID=1953&sphrase_id=8391.
2. Информация официального сайта Федерального казначейства: [Электронный ресурс] // URL http://www.roskazna.ru/dokumenty/o-kaznacheystve/strategicheskie-tseli-i-zadachi/1148808/ (дата обращения: 16.11.2019).
3. Стратегическая карта Казначейства России на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] // URL http://www.roskazna.ru/upload/iblock/98d/sokrashchennaya-str.-karta-na-2016-god.pdf (дата обращения: 16.11.2019).
4. Информация официального сайта Федерального казначейства: [Электронный ресурс] // URL http://www.roskazna.ru/dokumenty/o-kaznacheystve/strategicheskie-tseli-i-zadachi/1148808/ (дата обраще­ния:16.11.2019).
5. СУФД – система удаленного финансового документооборота для казначейства [Электронный ресурс] // URL http://www.glazavezde.ru/elektronnyy-dokumentooborot/sufd/447-sufd-sistema-udalennogo-finansovogo-dokumentooborota-dlya-kaznacheystva.html (дата обращения: 16.11.2019).
использование возможностей

Научный руководитель: Перова М.В.

В статье рассматривается функционирование системы удаленного финансового документооборота (СУФД), ее объективная необходимость. Выделены основные проблемы, которые возникают при работе соответствующих специалистов органов местного самоуправления.

В современных условиях обеспечение финансовой устойчивости местных бюджетов является важным вопросом, требующим своевременного получения информации руководителями органов местного самоуправления о реализуемых на федеральном уровне мерах. Кризисные явления, влияющие на бюджеты муниципальных образований, выработка совместных предложений по формированию эффективной модели налогово-бюджетных отношений на муниципальном уровне являются актуальными направлениями развития Федерального казначейства [1]. Переход на систему удаленного документооборота также является стратегической задачей, причем изначально разработка была нацелена только на автоматизацию казначейских функций банков, но на данный момент система позволяет аккумулировать в себе более широкий набор функций. Система также позволяет обеспечить реализацию юридически значимого информационного обмена между подсистемами автоматизированной системы Федерального казначейства.

Цель данной статьи заключается в анализе системы удаленного финансового документооборота (СУФД) в органах местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: ознакомиться с возможностями системы СУФД; изучить процесс функционирования системы СУФД; выявить проблемы при эксплуатации системы СУФД; оценить работу по совершенствованию функционирования системы СУФД. В процессе исследования применялись методы системного анализа для определения функционирования СУФД и отдельных модулей, контент-анализ различных источников для получения объективной информации. В результате с помощью методов обобщения были выявлены ключевые проблемы при работе с системой.

Система удаленного финансового документооборота (СУФД) – результат развития казначейских технологий в рамках реализации проекта «Модернизации казначейской системы Российской Федерации». Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО АСФК) позволило предложить этот новый сервис для клиентов Федерального казначейства в виде Интернет портального взаимодействия участников бюджетного процесса с ППО АСФК. Контроль исполнения доходной и расходной части бюджетов государственного и муниципального уровня является обязательным условием их функционирования. Возможности системы обеспечивают поддержку автоматизированного, законодательно и юридически правомочного документооборота между участниками бюджетного процесса. Помимо поддержки документооборота, автоматизированное рабочее место обеспечивает также хранение документов в базе данных на уровне уполномоченного подразделения [2]. Для анализа работы системы необходимо изучить в первую очередь программный комплекс, который состоит из двух основных типов модулей: функциональные, обеспечивающие выполнение бизнес-функций по рабочим местам; логистические модули, обеспечивающие документооборот в соответствии с установленными правилами [3].

Основные модули системы – это СУФД-отделение, который реализует функции по исполнению бюджета, и СУФД-логистика, обеспечивающий защищенный документооборот [4]. Модуль СУФД-отделение включает: отделение, получатель, распорядитель и контролер поступлений. СУФД-логистика. СУФД-логистика: управление, отделение, получатель, распорядитель и универсал.

Процесс работы с программой строится на основе распределения вопросов между соответствующими отделами в рамках соответствующих компетенций. Распределение устанавливается в целях оптимизации процесса обмена информацией и систематизирует процедуры, так как каждые элементы с одной стороны выполняют часть общей работы, и любое нарушение может нарушить систему функционирования. Для этого этапы документационного обеспечения делятся по установленному порядку, включающему подключение к континенту, к СУФД, выполнение входа и поиск документа. Все указанные операции должны быть осуществлены отделом информационных систем; отделом технологического обеспечения и отделом режима секретности и безопасности информации. Сложность операций в муниципальных образованиях, рассматриваемых в данном исследовании, состоит в объективном ограничении штата сотрудников. В итоге всем занимается не только один отдел, а зачастую – один и тот же служащий [5].

Несмотря на регламентацию и значительное упрощение сложных процедур взаимодействия, у непосредственных сотрудников, вносящих соответствующую информацию, постоянно возникают трудности при работе с СУФД. Круг данных проблем сложно обозначить в полном объеме, следует выделить наиболее типичные проблемы при работе с порталом СУФД:

1. Несовместимость программ. После обновления обязательных для работы программ закупки, электронный бюджет, СУФД одна из программ перестаёт работать, для решения требуется создавать новые учетные записи.

2. Постоянно меняющиеся инструкции по выгрузке данных.

3. Сбои в работе системы.

4. Отсутствие длительного практического опыта в применении, что создает необходимость дополнительного обучения сотрудников. Данная проблема создает двойственность ситуации. С одной стороны, при создании специальных курсов подаваемая информация обновляется и устаревает очень быстрыми темпами. С другой стороны, в отдельных муниципалитетах с небольшим штатом сотрудники должны одновременно работать в нескольких программах (Государственные закупки, Электронный бюджет, СУФД), и во многом сложности возникают потому, что нет даже базовых знаний в работе.

5. Техническая оснащённость. Одним из первых положений при работе с СУФД – минимальная скорость интернета, которая может не соответствовать реальности. С такой проблемой сталкиваются специалисты из небольших муниципалитетов.

Таким образом, при условии полного соблюдения соответствующих инструкций, требований, предъявляемых к программному обеспечению на этапе начала работы не гарантируется эффективное функционирование системы СУФД-онлайн. Значительное количество проблем связано непосредственно с разработкой, с работой самого портала и системными ошибками. Для устранения таких проблем на официальном сайте Казначейства России публикуются возможные варианты решения, генерируются обращения в орган Управления Федерального казначейства по месту обслуживания.


Библиографическая ссылка

Алейникова Ю.О., Гордеева Е.А. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УДАЛЕННОГО ФИНАНСОВОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 1. – С. 86-87;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=49 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674