Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЗИКЕ

Ярощук Е.А. 1
1 ГБПОУ МО «Ногинский колледж»
1. Генрих Владимирович Эрлих Воспроизводимая невоспроизводимость // Химия и жизнь. 2015. № 8.
2. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Выпуск 1-2. Современная наука о природе. Законы механики. Пространство. Время. Движение. Учебное пособие. М.: Либроком, 2016.

Научное познание является развивающимся процессом получения достоверных знаний о мире, которые проверяются и доказываются исключительно на практике. Наука как отрасль знаний выходит далеко за границы бытового опыта, исследуя не только те объекты, с которыми человек может столкнуться в повседневной жизни, но и те, которые потенциально пригодятся в будущем. Разумеется, для того, чтобы рассмотреть последний класс объектов, вычленить общее и причинно-следственные связи во всех явлениях природы, бывает недостаточно бытовой практики, нужны другие подходы к познанию мира, способы постановки задач, ещё не возникавших в современных реалиях. Подобные задачи решает научное познание.

Специфика научного познания состоит в том, что оно базируется на строгих принципах – объективность, фальсифицируемость, рациональность. В свою очередь, научное познание так же обладает собственной методологией. Сейчас выделяют два основных типа методов научного познания: это универсальные, общие для человеческого познания в целом, и эмпирические и теоретические.

Отмечу так же, что в основе любого научного метода лежат три принципа, которые можно назвать основополагающими. Это объективность, систематичность и воспроизводимость. В физике, как одной из главных сфер науки, подобные принципы должны неукоснительно соблюдаться при сборе и анализе сведений о всех явлениях, природных или созданных в лабораторных условиях.

Особенно важно подчеркнуть роль эксперимента в физике. Ричард Фейнман, учёный и нобелевский лауреат, называл эксперимент или опыт единственным судьёй научной истины. Основное свойство экспериментов, наряду с правильной постановкой, это воспроизводимость – то есть возможно повторить его с теми же условиями в другой точке Земли или даже космоса. При этом результаты всех экспериментов, преследующих одну и ту же цель, поставленных в одних и тех же ситуациях (с теми же материалами, оборудованием, начальными условиями), должны быть идентичны с учётом неизбежных погрешностей. Подобное требование позволяет рассматривать любые результаты как объективные, то есть лишённые искажений. Так, известны случаи, когда эксперименты, показавшие наличие памяти воды, то есть способность жидкости сохранять информацию какое-то определённое время, были признаны ложными или, что точнее, сфальсифицированными – их не удалось воспроизвести в схожих условиях другими коллективами учёных. При этом результаты, свидетельствующие о наличии памяти, получались только если в составе экспертов, проводивших эксперимент, были авторы подобной гипотезы.

Можно сделать краткий вывод: научное познание базируется на ряде принципов и методов, которые идут в разрез с принципами обычного, бытового познания. В физике одним из главных критериев истины является эксперимент. В физическом эксперименте главное не только его правильная постановка, но и воспроизводимость, то есть получение такого же результата при повторных экспериментах.


Библиографическая ссылка

Ярощук Е.А. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЗИКЕ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 1. – С. 81-82;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=46 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674