Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Макарова В.В. 1 Климова К.Ю. 1 Осин А.К. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
1. Образовательная деятельность Ивановского регионального центра оценки качества образования. http://www.ivege.ru.
2. Образовательные программы центра дистанционного обучения Ивановской области. http://portal.cioko.ru.
3. Осин А.К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов // Научный поиск. 2015. № 3.6. С. 32–38.
4. Осин А.К. Системно-деятельностный подход во внеучебной работе в условиях перехода на ФГОС // Научный поиск. 2012. № 2.1. С. 67-68.
5. Отчеты начальника Департамента образования Ивановской области за 2018-2019 годы http://www.iv-edu.ru.

В настоящей статье авторы описывают результаты проведенного исследования по изучению опыта развития одаренности подростков в общеобразовательных школах Ивановской области. Конкретизированы организационные и психолого-педагогические условия эффективности обучения, способствующие развитию одаренных школьников в системе общего образования региона. Материал будет полезен педагогам системы общего и дополнительного образования.

Преобразования, произошедшие во всех сферах российского общества, не могли не затронуть и систему образования, обеспечивающую формирование интеллектуального и творческого потенциала страны. Переход к новой образовательной парадигме сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и способностей личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания уже на этапе начальной школы условий для развития одаренных учащихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

Тем не менее, проблема развития одаренных учащихся еще не получила достаточно широкого обсуждения в педагогической науке и образовательной практике, что обуславливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ деятельности по обучению, развитию и поддержке одаренных учащихся (в том числе и младшего школьного возраста).

В Ивановской области функционируют общеобразовательные организации различных типов. Основные направления модернизации российского образования, введение новых финансовых механизмов в школах обусловили оптимизацию региональной образовательной сети. В последние годы сеть учреждений, реализующих программы общего образования, претерпевает значительные изменения. За последние годы в области уменьшилось общее количество общеобразовательных организаций: с 960 в 2009 г. до 764 в 2019 г. Количество начальных школ уменьшилось в четыре раза, школ с углублённым изучением отдельных предметов – в 2,5 раза, основных – на 18 школ. Необходимо отметить, что при оптимизации сети сохраняется особый статус деревенской школы: являясь «центром села», она не исчезает из образовательной сети, а изменяет свой статус и становится филиалом более крупной школы. Особенностью изменения образовательной сети Ивановской области является сохранение школ, деятельность которых направлена на работу с одарёнными детьми. К 2019 году не изменилось количество лицеев (17); уменьшилось количество гимназий (с 14 до 8) и увеличилось количество школ с углублённым изучением отдельных предметов (с 9 до 14). Статистические данные подтверждают, что общероссийские демографические тенденции присущи и нашему региону. С 2015 года количество обучающихся уменьшилось на 2 860 человек. Однако в последние годы имеется тенденция к увеличению контингента. Учреждения, в которых обучаются одарённые подростки, работают стабильно, сохраняя традиции.

В Ивановской области сложилась своя система работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей. Созданы и реализуются образовательные программы, направленные на развитие инициативы, способностей и компетентностей школьников. Работа проводится с целью поиска среди всех детей способных, талантливых и одарённых детей, создания условий для развития их способностей в различных видах одарённости, развития творческих интересов через стимулирование их участия в исследовательской работе в различных областях науки, творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивных соревнованиях.

В регионе ежегодно проводятся более 120 мероприятий, направленных на выявление и поддержку детей с повышенными интеллектуальными, творческими, лидерскими и спортивными способностями. В 2019 году в них приняли участие более 9 тысяч школьников.

Успешно работают 5 областных очно-заочных и дистанционных школ: «Юный эколог», «Юный краевед-исследователь», «Юный мастер-техник», школа юных программистов «Творите и общайтесь», МедиаШкола, в которых занимается более 1300 учащихся.

С 2010 года в области совместно с ведущими учеными вузов региона организованы занятия выездной многопрофильной школы по предметам физико-математического, биолого-химического и гуманитарного цикла, в них принимают участие более 130 школьников.

В 2020 году продолжили работу 3 школы для одаренных учащихся по химии на базе высших учебных заведений Ивановской области.

Одним из основных мероприятий по развитию интеллектуальных способностей учащихся является всероссийская олимпиада школьников. В школьном и муниципальном этапах олимпиады в прошлом учебном году приняли участие более 42 тысяч школьников, в региональном этапе – 1174 учащихся. Победителями регионального этапа стали 38 учащихся из 10 муниципальных образований, призерами – 195 человек.

Все победители приняли участие в заключительном этапе олимпиады, из них 6 стали призерами Всероссийской олимпиады школьников.

В 2019 году школьники Ивановской области стали победителями всероссийских конкурсов «Национальное достояние России», «Первые шаги в науке», «Меня оценят в 21 веке», юношеских чтений им. В.И. Вернадского, юных исследователей окружающей среды и юных фотолюбителей «Юность России», краеведческих чтениях, национального конкурса детских театров моды, заняли призовые места во многих других конкурсах.

На международном форуме «Зеленая планета» 2 учащихся и 7 творческих коллективов Ивановской области стали лауреатами международного и всероссийского уровня.

Более тысячи учащихся школ ежегодно отмечаются премиями и стипендиями Губернатора Ивановской области и глав муниципальных образований за успехи в учебе, творчестве и спорте.

Более 28 учащихся образовательных учреждений региона ежегодно получают областную премию «Надежда земли Ивановской».

По итогам конкурсных мероприятий в 2019-2020 учебном году 855 учащихся общеобразовательных учреждений из 23 муниципальных образований – победителей и призеров всероссийских конкурсов пополнили региональный банк данных одаренных детей.

Студенты профессиональных образовательных организаций Ивановской области в этом учебном году стали победителями международного конкурса «Мы изучаем наш мир» в номинациях сочинение, эссе и рисунок на темы «По страницам семейных архивов» и «Наш теплый дом – 2020», всероссийского конкурса «Линия знаний: Моя будущая профессия», заняли первое место в Центральном федеральном округе на всероссийском творческом конкурсе курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России.

Учащиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений стали лучшими в международной дистанционной олимпиаде по географии, всероссийской спартакиаде для детей-инвалидов и всероссийском конкурсе «Лучший по профессии».

Традиционно в летний период работают профильные смены для одаренных детей. В 2019 году организовано 8 профильных (как виртуальных, так и очных) смен для около 900 учащихся из числа победителей международных, всероссийских, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов и фестивалей. Профильная направленность смен – экологическая, интеллектуальная, творческая, лидерская, гражданско-патриотическая, физкультурно-оздоровительная.

В 2019 году 17 школьников региона – победителей и призеров всероссийских конкурсов, стали претендентами на премию для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации национального проекта «Образование».

Кроме того, на территории области действуют организации, специально занимающиеся выстраиванием стратегии работы с одаренными детьми. Одной из таких организаций является Ивановский региональный центр оценки качества образования: по заданию Департамента образования Ивановской области на него возложены обязательства организационно-технического обеспечения очно-заочной дистанционной школы для одаренных детей, использования информационных технологий в обучении и развитии одаренных детей. В рамках действия настоящего обязательства Центр обеспечил: сопровождение обучения одаренных детей на курсах очно-заочной школы «Творите и общайтесь»; организацию и проведение – дистанционного турнира по теоретической информатике и дистанционного конкурса компьютерных проектов, созданных школьниками; разработку и размещение на региональном портале дистанционного обучения школьников Ивановской области специальных курсов («Элективный курс для изучения английского языка в 10-11 классах; «Материалы к дистанционной декаде английского языка»; «Программирование на FreePascal (1- й год обучения)»; «Программирование на FreePascal (2-й год обучения)»; «Подготовка к олимпиаде по информатике»; «Подготовка к олимпиаде по праву»).

Большое количество мероприятий для одаренных школьников проводится в области учреждениями дополнительного образования.

Анализ практики учебных занятий в общеобразовательных школах дает представление о том, что существуют различные методы и формы взаимодействия с одаренными детьми: 1) в учебной работе – работа по индивидуальным программам; интерактивное обучение; разноуровневые и творческие задания; 2) во внеурочной деятельности – элективные курсы; интеллектуальные клубы, игры, марафоны; олимпиады, викторины, конкурсы; предметные кружки; конференции, проектно-исследовательская деятельность.

Одновременно с этим общий анализ практики взаимодействия с одаренными детьми в регионе показывает, что среди условий, которые необходимо создавать для полноценного развития одаренного школьника, следует выделить следующие: осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению; создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми; признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


Библиографическая ссылка

Макарова В.В., Климова К.Ю., Осин А.К. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 8. – С. 71-73;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=458 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674