Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

Львова Ю.А. 1 Ташина Т.М. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
1. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
2. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 153 с.
3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. 120 с.
4. Заичкина О.И. Составляющие ИКТ-компетентности педагога // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва). М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 10–15.
5. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с.
6. Никуличева Н.В. Использование элементов дистанционного обучения в дошкольном образовании // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва). М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 30–32.
7. Ташина Т.М., Львова Ю.А. Логопедическая работа в режиме онлайн // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: Сборник статей Международной научно-практической конференции (27 августа 2020). Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. 252 с. С. 201–204.

Статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушениями речи. Основное внимание уделено современным интерактивным формам взаимодействия в условиях дистанционной работы, представлен обзор программного обеспечения, который может быть рекомендован для такой работы.

Одним из приоритетных направлений коррекционной работы учителя-логопеда является взаимодействие с родителями воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко обеспечивается преемственность в работе специалиста и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Многие родители не компетентны в вопросах развития детей, поэтому очень важно приобщить их к коррекционной работе. А это значит, ознакомить родителей с приемами и методами обучения и развития речи, помочь им увидеть актуальную проблему ребенка, показать его успехи или трудности в освоении определенных знаний и умений, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях.

В теории описаны и на практике широко применяются разнообразные формы работы учителя-логопеда с семьей, которые принято считать традиционными: родительские собрания, консультации, беседы, опросы, анкетирование, уголки для родителей в группе дошкольной организации, информационные буклеты, папки-передвижки, семинары, мастер-классы, посещение родителями логопедических занятий [1–3].

В период самоизоляции из-за коронавирусной инфекции все дошкольные образовательные учреждения массово перешли на дистанционное обучение. Это заставило педагогов искать новые формы сотрудничества с родителями, которые были бы не менее эффективными и продуктивными, чем традиционные, повышали бы педагогическую культуру родителей, формировали у них необходимые педагогические умения и навыки.

В рамках данной статьи мы свое внимание сосредоточили на поиске ответов на такие вопросы, как: Возможно ли сотрудничество учителя-логопеда с родителями в дистанционном формате? Какое программное обеспечение можно использовать для организации подобной работы? Какое техническое оборудование должно быть у родителей, чтобы подобное взаимодействие стало возможным?

Анализ литературы [4; 5; 6] и наш собственный опыт [7] позволили прийти к заключению, что и логопед, и родители для продуктивного общения в онлайн-режиме должны располагать таким основным оборудованием: персональный компьютер (ПК) или ноутбук под управлением ОС Windows 7 и выше, телефон или планшет с устойчивым доступом к сети Интернет. Кроме того, родители должны быть замотивированы на такой вид взаимодействия.

Одним из видов синхронного или асинхронного взаимодействия логопеда с родителями воспитанников является обмен информацией с помощью мобильных приложений: Viber, Facebook, WhatsApp, Telegram, ICQ. На базе мессенждера логопед может создать чат и пригласить в него всех родителей. Это обеспечит общение в режиме реального времени, позволит экономить время на информирование родителей, даст возможность быстро получать обратную связь, обмениваться фото- и видеоматериалами, размешать творческие работы, консультировать родителей, делиться полезными ссылками. Родители могут задать в чате интересующие вопросы. Главный минус чата в мессенждере – родители могут отправлять сообщения специалисту круглосуточно, обсуждать между собой личную информацию. Чтобы этого не происходило, необходимо установить правила общения в чате.

Социальные сети – это системы, которые служат способом общения людей через Интернет на расстоянии. Многие родители являются участниками одной из социальных сетей и посвящают им достаточно много времени. Логопед в данном случае может использовать форму интерактивного взаимодействия с родителями путем создания группы в популярных социальных сетях, например, «ВКонтакте» или «Одноклассники». Наличие группы в социальной сети позволит популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения, сообщество могут посещать не только родители воспитанников детского сада, но и другие пользователи сети Интернет. В группе можно размещать специальную литературу по развитию речи, выставлять важную информацию, делать пособия, памятки, буклеты, например, «Говорим правильно» «Советы логопеда»; прикреплять образцы выполненных заданий. Знакомиться с новой информацией группы родители смогут в любое удобное время, никого не беспокоя. При организации дистанционной работы с родителями важно опираться на нормативные документы, регламентирующие такую деятельность.

Еще одной инновационной формой сетевого взаимодействия логопеда и родителей является социальная сеть Instagram. Это совершенно иной, новый, уровень работы с родителями. На базе этой платформы логопед может создать страничку и публиковать на ней привлекательные, актуальные и познавательные записи. Такая страница может быть как публичной, так и для определенного круга лиц (например, только для родителей группы). В Instagram есть функция онлайн-трансляций, с помощью которой можно провести прямой эфир и пообщаться в режиме реального времени с родителями воспитанников, проинформировать их и ответить на интересующие вопросы. С помощью платформы Instagram удобно устраивать конкурсы в дистанционном режиме. Для этого достаточно выложить пост (запись) об условиях конкурса и добавить соответствующий хештег (своеобразное ключевое слово-метку). По хештегу можно посмотреть фотоотчет всех, кто принял участие в конкурсе, и оценить работы. Возможности сайта Instagram позволяют создавать истории (сторис), которые сохраняются 24 часа. В этих сторис специалист может, например, показывать родителям краткие мастер-классы по созданию дидактических игр в домашних условиях. В Instagram есть возможность отправлять родителям видеосообщения. Еще одним преимуществом данного приложения является то, что можно организовать опрос для родителей на предмет выяснения их мнений на определенную тему, например, усовершенствование работы организации. Вовлечение родителей в жизнь группы и повышение их педагогической компетенции по вопросам развития и воспитания детей посредством сайта Instagram происходит легко и непринужденно.

Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и логопеда является сайт дошкольного образовательного учреждения. На нём должна быть отражена вся административная и правовая информация, чтобы обеспечить открытость образовательного учреждения для родителей. Кроме того, сайт может содержать информацию по вопросам воспитания ребенка, фотоотчеты с мероприятий, важные объявления. Постоянно обновляемая информация на сайте привлечет внимание родителей, и сайт будет способствовать созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей.

Важным направлением в логопедической работе является повышение педагогической компетенции и консультирование родителей по организации занятий с ребенком в домашних условиях. Для этих целей успешно может использоваться сервис Google . Для этого логопеду необходимо создать свой аккаунт. Для хранения и передачи информации специалисту поможет облачное хранилище Google Диск. Достоинство его в том, что доступ к документам возможен с различных устройств (ПК, ноутбук, планшет, смартфон) и даже без подключения к Интернету. Кроме того, можно настроить совместный доступ к любому файлу или папке на Google Диске. Тип доступа у пользователей может быть разный (редактирование документа, комментирование, чтение). Это удобно при проведении анкетирования и тестирования родителей.

Если возможности завести аккаунт в Google нет, то в сети Интернет можно найти альтернативные платформы для передачи информации. Например, виртуальная доска Padlet – это сервис, который дает возможность учителю-логопеду разместить любой материал в электронной форме: фото-, видео-, аудиофайлы. Родители также могут воспользоваться данным сервисом: загружать на доску файлы, оставлять комментарии, вопросы. Преимущество использования сервиса Padlet – возможность организации коллективной деятельности в режиме реального времени и работы с визуальным контентом. Интерактивная доска Miro – виртуальный аналог классической доски. На неё можно прикреплять картинки, файлы различного типа (pdf, ppt и др.), стикеры; писать тексты, рисовать, создавать схемы. Кроме того, последнее время для передачи информации активной используется QR-код. Несомненное его преимущество – простота создания. QR-код позволяет быстро кодировать и считывать (декодировать) любую информацию: тексты, задания, упражнения, изображения, ссылки на полезные сайты и литературу.

Систематически логопед должен организовывать встречи, проводить семинары, родительские собрания для обсуждения успехов воспитанников, проработки актуальных тем. Из-за ограничений устраивать родительские собрания в дошкольном образовательном учреждении запрещено. Решить эту проблему можно с помощью видеоконференции (видео звонков) в приложении FaceTime, Viber, WhatsApp или популярных платформ с функцией качественной видеосвязи Zoom и Skype. Достоинство сервиса Zoom заключается в том, что есть возможность трансляции собственного экрана. Поэтому логопед может подготовить презентацию в качестве наглядного материала.

Важно записывать для родителей обучающие видеоролики или консультации. Для этого логопеду можно открыть свой YouTube канал и публиковать записи. Родители в любой момент смогут с ними ознакомиться.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса. Для организации успешного сотрудничества логопеда с родителями в дистанционном формате существует огромное количество ресурсов: сайты, платформы, приложения, мессенджеры. Главное – наличие гаджета с возможностью устойчивого подключения к сети Интернет. Современные, интерактивные формы общения логопеда с родителями могут стать не менее эффективными и продуктивными, чем традиционные в режиме offline. Обмен информацией через Интернет-ресурсы должен позволить привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, помочь им осознать роль семьи в обучении и воспитании ребенка, повысить их педагогическую компетентность и способствовать установлению между педагогами и родителями доверительных отношений.


Библиографическая ссылка

Львова Ю.А., Ташина Т.М. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 8. – С. 69-71;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=457 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674