Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Елисеева Т.О. 1
1 Российский университет дружбы народов
1. Профессиональный стандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях». [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2020. Электр. дан. Режим доступа: http://docs.cntd.ru /document/565612513 (дата обращения: 21.12.2020).
2. Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях. [Электронный ресурс] / Министерство Здравоохранения Российской Федерации. 2020. Электр. дан. Режим доступа: https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/ metrecom207.pdf (дата обращения: 21.12.2020).
3. School Health Administrative Resource Manual. Florida Health. / Celeste Philip, MD, MPH, State Surgeon General and Secretary. 2017. [Электронный ресурс] / Florida Department of Health (DOH). – 2017. Электр. дан. – Режим доступа: http://www.floridahealth.gov/programs-and-services/childrens-health/school-health/_documents/2017-school-health-resource-manual.pdf (дата обращения: 31.12.2020).
4. Руководство по школьной медицине. Клинические основы. / Под. ред. Д.Д. Панкова, А.Г. Румянцева. М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011. 640 с.
5. School Health Profiles 2014. Characteristics of Health Programs Among Secondary Schools. [Электронный ресурс] / Zewditu Demissie, PhD. U.S. DEPARTMENT OF HEALTH AND HUMAN SERVICES. Centers for Disease Control and Prevention. 2015. Электр. дан. Режим доступа: https://www.cdc.gov/healthyyouth/data/profiles/pdf/ 2014/2014_ profiles_report.pdf (дата обращения: 31.12.2020).

В настоящее время значимость медицинской сестры, как важной профессиональной единицы в образовательном учреждении, недооценена. Реформа здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом звене (укрупнение), в частности отделения профилактики муниципальных поликлиник, где на одну медицинскую сестру отделения профилактики приходится до 3 – 4 зданий дошкольно-школьного образовательного отделения, только подтверждает эту гипотезу. Деятельность медицинских сестер при таком условии труда сводится до минимального функционала, не дает углубиться в проблемы детей разных возрастных групп, наладить доверительный контакт, профилактировать заболевания на должном профессиональном уровне. Между тем и уровень компетенций медицинской сестры недостаточен для деятельности и погружения в работу дошкольно-школьного звена. Уровень доверия среди родителей учащихся к медицинской сестре, как к профессионалу, низок.

Задаваясь вопросом: «Кто же ты, современная медицинская сестра ДШО?» необходимо определить ее актуальный функционал. Посмотрим, как характеризуют школьную медицинскую сестру за рубежом.

«Школьная медицинская сестра – специалист, который занимается профилактикой заболеваний и поддерживает здоровье учащихся, способствует оптимальному развитию и общей успеваемости. Школьные медицинские сестры руководствуются в работе этическим кодексом и доказательной медициной, являются лидерами, которые объединяют здравоохранение и образование, обеспечивают координацию ухода, выступают за качественный уход, ориентированный на учащихся.

Профессиональная школьная медицинская сестра укрепляет здоровье в школе и сообществе, проводя оценку состояния здоровья, оценку питания, периодические медицинские осмотры, консультации по вопросам здоровья, консультации, направление и последующее наблюдение при подозреваемых или подтвержденных проблемах со здоровьем, оказывает неотложную медицинскую помощь, а также мероприятия по укреплению здоровья и просвещение для снижения рискованного поведения. Школьная медицинская сестра может проводить как формальные презентации в классе, так и неформальные занятия в малых группах или один на один.

Школьные медицинские сестры сотрудничают и работают с родителями, учителями, школьными социальными работниками, школьными консультантами, школьными психологами и другими поставщиками медицинских услуг для разработки индивидуальных планов медицинского обслуживания, определения доступных ресурсов здравоохранения и определения потребности в направлениях к специалистам по медицинскому обслуживанию для решения конкретных проблем со здоровьем, обнаруженных в ходе обязательных проверок и оценок состояния здоровья».

Можно выделить несколько направлений работы школьной медицинской сестры:

1. Профилактическая. Включает:

– иммунизацию;

– выявление детей из групп риска, разработку индивидуальных карт профилактики заболеваний у детей из групп риска;

– профилактику заноса инфекционных заболеваний в коллектив;

– соблюдение гигиенических норм обучения.

2. Психолого-социально-просветительская. Включает:

– повышение уровня осведомленности об инфекционных заболеваниях и профилактической иммунизации;

– индивидуальная или групповая работа с учащимися и их родителями по различным актуальным темам и т.д.

3. Координационная:

– выявление проблем, направление на дополнительную консультацию в компетентные структуры здравоохранения или социальной защиты, координация учащегося (законного представителя) с организацией.

4. Управленческая:

– планирование своей работы, формулирование задач, организация эффективного взаимодействия с персоналом школы или детского сада, мотивирование родителей и учащихся на плодотворное сотрудничество, контроль запущенные ею процессов.

5. Лечебная:

– оказание неотложной помощи;

– медикаментозная терапия у детей с обострением хронических заболеваний, по назначению лечащего врача.

6. Педагогическая:

– обучение самоуходу и самоконтролю заболевания детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, бронхиальная астма и т.д.).

Очевидно, что специалист с таким широким функционалом должен обладать глубокими профессиональными знаниями и компетенциями, чему на данный момент специалисты в сфере школьной медицины не обладают в связи с отсутствием должного образования, личностных качеств, отсутствия запроса на вышеописанный функционал от руководителей образовательных учреждений, родителей обучающихся.

Тем не менее в августе 2020 года был опубликован Министерством труда и социальной защиты профессиональный стандарт специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях, что дало возможность задуматься руководителям здравоохранения об эффективности работы школьных медицинских сестер в реалиях действующей структуры амбулаторно-поликлинического звена.

Так какой же образ современной школьной медицинской сестры? Это медицинская сестра с высшим сестринским образованием, глубокими клиническими знаниями, способная к самостоятельной работе, умеющая доступно донести информацию, обладающая высокими коммуникативными навыками, руководствующаяся принципами доказательной медицины и медицинской этики.


Библиографическая ссылка

Елисеева Т.О. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 8. – С. 49-50;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=449 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674