Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ НА РЫНОК

Цапкова М.С. 1 Солодовников Д.Н. 1
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
1. Алдошин Н.В., Лылин Н.А., Лесконог Ю.А., Ивлев А.А. Формирование рынка вторичных запасных частей // Международный научный журнал. 2018. № 4. http://old.timacad.ru (дата обращения: 12.12.2020).
2. Лесконог Ю.А. Обоснование системы показателей утилизации сельскохозяйственной техники: дис. канд. техн. наук. Москва, 2020. 197 с.
3. Цапкова М.С., Солодовников Д.Н. Актуальность проблемы технической эксплуатации // В сборнике: Современные научные исследования: тенденции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 54-58.
4. Белозерских А.И. Снижение транспортных затрат в условиях промышленных предприятий // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов Х международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Губкинский филиал. 2017. С. 188-189.
5. Лылин Н.А. Обоснование сети предприятий по утилизации техники: дис. канд. техн. наук. Москва, 2019. 180 с.

Последним этапом жизненного цикла технических средств является утилизация. В результате утилизации могут быть повторно использованы не только материалы, из которых состоит техника, но и ее узлы и детали, обладающие остаточным ресурсом. Рассматривается ситуация, когда с утилизируемой техники демонтировались узлы и детали, которые передавались на реализацию. Степень разборки техники может быть различной, при этом различной будет и трудоемкость операций разборки, и финансовый результат. Решение проблемы формирования рынка вторичных запасных частей можно осуществить, применяя структуру отбора и восстановления деталей машин. Данная структура позволяет определить взаимовыгодное решение на рынке вторичных запасных частей как для подразделений, осуществляющих разборку техники и дефектовку изделий, так и для структур, занимающихся реализацией вторичных запасных частей.

На примере механической коробки передач проведено обоснование степени его разборки и целесообразности реализации по узлам и деталям или в полнокомплектном состоянии.

После жизненного цикла техники наступает фаза ее утилизации. Однако некоторые детали отработавшей техники имеют остаточный ресурс. Другими словами, многие детали машин могут быть повторно использованы сразу после демонтажа или после ремонта. В развитых странах уже сформирован рынок вторичных запчастей [1].

Предприятия, осуществляющие деятельность по услугам автотранспорта, имеют подразделения, которые занимаются ремонтом и обслуживаем, восстановлением деталей и узлов, а также реализацией восстановленных узлов и агрегатов на рынок. Подробно рассматривается отдел восстановления и отдел реализации восстановленных запчастей. Так как детали отработанной техники имеют остаточный ресурс, их можно восстановить или реализовать на рынок для дальнейшего использования, чтобы предприятие имело дополнительную выгоду. Для того чтобы определить выгоду от данной ситуации, необходимо рассчитать платежные матрицы, т.е. определить сумму дополнительной прибыли, которую получит рассматриваемый отдел. Прибыль будет формироваться от реализации агрегатов и деталей конечным потребителям – владельцам техники [1, 2].

Оценить платежные матрицы можем на примере механической коробки передач. В качестве утилизируемого агрегата рассмотрим МКПП одного из самых распространенных на территории РФ автомобилей VOLVO FH12. Стоимость новой КПП составляет в среднем 350000 руб. Перечень основных деталей и цены на них представлены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование основных деталей МКПП и их стоимость

Наименование детали

Стоимость, руб.

Кронштейн КПП

4900

Вал КПП

43000

Вилка сцепления КПП

2600

Втулка рычага

1000

Корпус КПП

55000

Ось шестерни КПП

3000

Опора КПП

3000

Подшипник подвесной

2700

Подшипник привода

2000

Подшипник дифференциала

8000

Синхронизатор

5000

Шестерни МКПП

20000

Шкив

2000

Диск сцепления

10000

Цена демонтированного агрегата переработанных частей техники, значительно ниже цены нового агрегата, и она в основном зависит от износа деталей. Для упрощения расчетов мы берем цену подержанной механической коробки передач из стоимости новой. Что касается запасных частей, то после устранения неполадок и определения остаточного срока службы их цены могут быть сопоставимы с ценами на новые, не оригинальные детали. Предположим, что после демонтажа и устранения неполадок агрегата цена на запчасти составит половину цены новых оригинальных запасных частей [3, 4, 5].

Отдел реализации делает наценку на уровне 25 %. Чтобы определить дополнительные доходы отдела восстановления, необходимо определить стоимость демонтажа устройства с используемого оборудования, а также стоимость демонтажа и устранения неполадок устройства. Во многих случаях операции демонтажа и устранения неполадок во время утилизации совпадают с соответствующими работами ремонтного производства. В частности, были разработаны временные стандарты для демонтажа трансмиссии VOLVO FH12 (табл. 2). Временные нормы рассчитаны на техническое обслуживание оборудования и подъемно – транспортных механизмов, наличие необходимого оборудования, инструментов и оборудования, обеспечиваемого технологическим процессом на рабочих местах, а также предоставление расходных материалов для работы.

Таблица 2

Нормы времени на замену сборочных единиц

Наименование работ, сборочных единиц, составных частей

Снятие

Разряд

Норма

времени, чел.-ч

Наружная очистка и мойка седельного тягача, доставка на место текущего ремонта

2

0,9

Слив масла из КПП

2

0,2

Демонтаж КПП

3

1,2

Разборка

3

0,9

Снятие корпуса, выжимного подшипника, сцепления

3

0,73

ИТОГО

 

3,93

Также стандартизированы операции по раз- борке трансмиссии в узлы и детали. В табл. 3 приведены расширенные нормы трудоемкости выполнения операций по снятию, демонтажу и проверке (отказу, испытанию, регулировке) узлов и деталей [5].

Таблица 3

Нормы времени на разборку МКПП

Наименование узла или вид работы

Всего, мин.

Доставка трансмиссии в разборочно-моечное отделение, установка на подставку

10

Задняя крышка картера, задний сальник

11

Поставка шестерни в нейтральное положение

1

Снятие штифта из вилки включения передачи

12

Снятие синхронизатора

15

Снятие кольца со вторичного вала

10

Болты крепления картера КПП отвернуть

5

Извлечь сухари фиксаторов штока

7

Вытащить из картера магнит и очистить его

10

Как видно из представленных материалов, трудоемкость демонтажа МКПП более чем в 3 раза превышает трудоемкость демонтажа МКПП с тягачом. В итоге общая трудоемкость разборки составляет около 60 минут.

Таким образом, дополнительная прибыль будет состоять из положительных элементов – прибыль отдела восстановления за вычетом наценки отдела реализации, и отрицательных элементов – затрат на проведение работ по демонтажу двигателя и его разборки.

Выводы

Таким образом, для коробки передач и других запчастей седельного тягача возможно 60 % агрегатов демонтировать и реализовывать целиком, а 40 % – разбирать, реализовывать по деталям.


Библиографическая ссылка

Цапкова М.С., Солодовников Д.Н. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ НА РЫНОК // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2021. – № 7. – С. 102-104;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=420 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674